Казачество на службе у Отечества
4 сентября в МАО Центр туризма и отдыха «Салют» в рамках епархиальных Рождественских чтений состоялась конференция по теме «Казачество на службе у Отечества». В роли учредителей выступили Арсеньевская Епархия Русской Православной церкви и Даубихинское казачье общество, а участниками конференции стали ребята из СОШ №10.
Сама идея открыть конференц-площадку на территории детского центра летнего отдыха для нашего города нова, но вовсе не случайна. С того момента как «Салют» возглавил атаман местного казачества К.Е. Хананов, казачья тематика здесь в приоритетах. Многие дети делают выбор в пользу «Салюта» исключительно ради возможности поучаствовать в Дне казачества. В этот день они посещают Благовещенский храм с восхождением на звонницу, смотрят показательные выступления с элементами джигитовки, обучаются азам верховой езды и стрельбе из пневматики, играют в «Казаков-разбойников».
Хотя школьные звонки уже позвали учеников за парты, «Салют» не опустел. Который год в сентябре на базе его проходят недельные военные сборы девятого-одиннадцатого морских классов школы №10, трижды в течение учебного года здесь совмещают школьную программу с основами знаний по казачьей культуре и спортивной подготовке ребята из кадетских классов. Можно сказать, чтения были обращены к целевой аудитории.
Открыл программу епископ Арсеньевский и Дальнегорский Владыка Гурий. Он обратил внимание юношества на потерю современным потребительским обществом ориентиров. Заимствованная извне западная модель поведения, чужие стандарты благополучия и успешности, к которым как к идеалу стремится наша молодежь, только кажутся таковыми. На самом деле они разрывают связь между поколениями, разрушают богатейшую отечественную культуру, и в конечном итоге, душу. Обращение к исконной вере, собственной великой истории и корням, напротив, формируют благодатную основу для достойной земной и вечной жизни.
С докладом «Взаимоотношение между церковью и казачьей общиной» выступил К.Е. Хананов, «Историческое становление казачьей общины как боеспособной единицы Отечества» — внеш. корреспондент журнала «Казаки» Е.Н. Язовских, «Традиции и обычаи казаков» — начальник штаба Даубихинской станицы
Д.В. Чернявский, «Казачество: прошлое и настоящее» — монах Герман, «О перспективах развития взаимоотношений Церкви и казачества» — иерей Михаил Котенко.
Впрочем, речь не идет о сухих, сугубо научных, трудно воспринимаемых детьми, выкладках. Докладчики постарались донести материал живым, доступным языком, сопровождая яркими историческими примерами. Под предводительством атаманов, с благословения Святой церкви казаки открывали, осваивали и защищали новые земли. С поля Куликова понесли их кони к стенам города Казани, на Терек и Дон, в охваченную снежными сугробами Сибирь, таежными тропами через перевалы в Забайкальский край, а оттуда сплавом на плотах по Амуру и Уссури. Военные походы в Турцию и Францию, Корею и Китай только подтвердили верность изречения Наполеона – «лучшие в мире легкие войска, безусловно, казачьи». Накануне гражданской войны существовало одиннадцать казачьих войск – по меткому выражению казачьего атамана и одного из лидеров Белого движения П.Н. Краснова «одиннадцать жемчужин в блистательной короне Российской империи». Маленький народ – его численность не превышала 4,5% населения страны, по праву вписавший свои великие подвиги на скрижалях истории.
И всякий раз, когда к нашим границам приближалась беда, казачество, забывая об опале и репрессиях, поднималось на защиту. Так случилось и в годы Великой Отечественной войны. Кавалерийские казачьи части проходили там, где не под силу самоходной технике, и даже ступили на берлинскую мостовую.
Повседневную культуру казаков в качестве примеров наглядно проиллюстрировали приемы владения шашкой, песня и танец. В казачьей среде этот феномен обозначался словом «отчебучить» — то есть, выйдя в центр круга, искусно преподнести сложный танцевальный элемент, чаще всего, с использованием шашки или плетки с рукоятью. Посвященные Родине стихотворение в исполнении Евдокии Чернявской и песня, с которою хор кадетов с успехом дебютировал в столице, также внесли в мероприятие нотку неформальности.
По реакции аудитории, по внимательным лицам и осмысленным взглядам ребят было видно, каждый из них понял главное, казак — глубоко верующий человек, носитель уникальной культуры, идеальный воин, патриот. Олицетворение образа защитника Отечества, как равно и сама идея возрождения казачества, не сегодня востребованы и притягательны. Собственно, именно эту задачу и ставила перед собой конференция.
Сама идея открыть конференц-площадку на территории детского центра летнего отдыха для нашего города нова, но вовсе не случайна. С того момента как «Салют» возглавил атаман местного казачества К.Е. Хананов, казачья тематика здесь в приоритетах. Многие дети делают выбор в пользу «Салюта» исключительно ради возможности поучаствовать в Дне казачества. В этот день они посещают Благовещенский храм с восхождением на звонницу, смотрят показательные выступления с элементами джигитовки, обучаются азам верховой езды и стрельбе из пневматики, играют в «Казаков-разбойников».
Хотя школьные звонки уже позвали учеников за парты, «Салют» не опустел. Который год в сентябре на базе его проходят недельные военные сборы девятого-одиннадцатого морских классов школы №10, трижды в течение учебного года здесь совмещают школьную программу с основами знаний по казачьей культуре и спортивной подготовке ребята из кадетских классов. Можно сказать, чтения были обращены к целевой аудитории.
Открыл программу епископ Арсеньевский и Дальнегорский Владыка Гурий. Он обратил внимание юношества на потерю современным потребительским обществом ориентиров. Заимствованная извне западная модель поведения, чужие стандарты благополучия и успешности, к которым как к идеалу стремится наша молодежь, только кажутся таковыми. На самом деле они разрывают связь между поколениями, разрушают богатейшую отечественную культуру, и в конечном итоге, душу. Обращение к исконной вере, собственной великой истории и корням, напротив, формируют благодатную основу для достойной земной и вечной жизни.
С докладом «Взаимоотношение между церковью и казачьей общиной» выступил К.Е. Хананов, «Историческое становление казачьей общины как боеспособной единицы Отечества» — внеш. корреспондент журнала «Казаки» Е.Н. Язовских, «Традиции и обычаи казаков» — начальник штаба Даубихинской станицы
Д.В. Чернявский, «Казачество: прошлое и настоящее» — монах Герман, «О перспективах развития взаимоотношений Церкви и казачества» — иерей Михаил Котенко.
Впрочем, речь не идет о сухих, сугубо научных, трудно воспринимаемых детьми, выкладках. Докладчики постарались донести материал живым, доступным языком, сопровождая яркими историческими примерами. Под предводительством атаманов, с благословения Святой церкви казаки открывали, осваивали и защищали новые земли. С поля Куликова понесли их кони к стенам города Казани, на Терек и Дон, в охваченную снежными сугробами Сибирь, таежными тропами через перевалы в Забайкальский край, а оттуда сплавом на плотах по Амуру и Уссури. Военные походы в Турцию и Францию, Корею и Китай только подтвердили верность изречения Наполеона – «лучшие в мире легкие войска, безусловно, казачьи». Накануне гражданской войны существовало одиннадцать казачьих войск – по меткому выражению казачьего атамана и одного из лидеров Белого движения П.Н. Краснова «одиннадцать жемчужин в блистательной короне Российской империи». Маленький народ – его численность не превышала 4,5% населения страны, по праву вписавший свои великие подвиги на скрижалях истории.
И всякий раз, когда к нашим границам приближалась беда, казачество, забывая об опале и репрессиях, поднималось на защиту. Так случилось и в годы Великой Отечественной войны. Кавалерийские казачьи части проходили там, где не под силу самоходной технике, и даже ступили на берлинскую мостовую.
Повседневную культуру казаков в качестве примеров наглядно проиллюстрировали приемы владения шашкой, песня и танец. В казачьей среде этот феномен обозначался словом «отчебучить» — то есть, выйдя в центр круга, искусно преподнести сложный танцевальный элемент, чаще всего, с использованием шашки или плетки с рукоятью. Посвященные Родине стихотворение в исполнении Евдокии Чернявской и песня, с которою хор кадетов с успехом дебютировал в столице, также внесли в мероприятие нотку неформальности.
По реакции аудитории, по внимательным лицам и осмысленным взглядам ребят было видно, каждый из них понял главное, казак — глубоко верующий человек, носитель уникальной культуры, идеальный воин, патриот. Олицетворение образа защитника Отечества, как равно и сама идея возрождения казачества, не сегодня востребованы и притягательны. Собственно, именно эту задачу и ставила перед собой конференция.
Е. Чусовая.