Невесты Христовы
Пять лет назад на территории городов Арсеньева, Дальнегорска и ближайших районов, в том числе Яковлевского, была образована новая православная епархия. Именно тогда на наших улицах появились мужчины и женщины в длинных черных одеждах. Присутствие монашествующих особ было воспринято жителями как диво дивное.
Готовясь к встрече с инокинями Арсеньевской епархии, я задавалась вопросом: Что мне известно о феномене монашества вообще? В памяти всплыли энциклопедическая формулировка, страницы истории о пресытившихся мужах царско-боярской знати, беззастенчиво отдававших на постриг опостылевших жен, фраза из какого-то фильма «в монастыре можно скрыться не только от погони, но и от самой жизни». На фоне безрадостной картинки безответно завис вопрос: «Что заставляет обычного человека добровольно уходить в твердыни пустыней и скитов?» Людская молва отлучает мужчину от мира по разным причинам, признавая факт нечто перевернувшего сознание: попал в жерло горячей точки или изолятор строгого режима, покуролесил сверх всякой меры или искал легкой жизни; при этом для уединения женщины оставляет одну-единственную – неудавшуюся личную жизнь.
Как противовес сложившемуся стереотипу неожиданно вдруг вспомнился умилительный рассказ бабушки (она была 1900 года рождения), побывавшей в канун Рождества вместе с другими станичными девочками в Никольск-Уссурийском монастыре, где сестры научили их шить красивые елочные игрушки, потчевали вкусным хлебом и компотом, пели Рождественский гимн. Я тогда спросила ее, зачем люди уходят в монастыри, и она ответила: «Кто-то ведь должен молиться за Россию». В те годы мне – школьнице показалось, что слова о молитве и само название «Россия» вместо «Советский Союз» или «СССР» звучат как-то недостаточно значимо, даже мелко.
Экскурс для непосвященных
Монашество как образ жизни социальной группы православных верующих, дистанцированной от общества, предполагает прохождение нескольких ступеней: трудничество, послушничество, иночество, собственно монашество и схима. Трудник – это человек, который на добровольных началах трудится в обителях. Он не обязательно станет монахом, но безусловно богоугодная жизнь обогатит его духовно и укрепит силы. Послушник – человек, ставший на духовную стезю, выполняет послушания и готовится к постригу. Инок (по-другому – рясофор) таковым уже является, он прошел обряд посвящения. Монах находится на более высокой стадии посвященности. Наконец, схимник олицетворяет собой высшую стадию монашества, он все время проводит в молитве и ведет крайне аскетичный образ жизни. Слово «постриг» следует понимать буквально: во время обряда посвящения выстригается прядь волос.
Сегодня при кафедральном соборе г. Арсеньева существует монашеская община из трех послушниц, четырех инокинь и одной монахини. Монахиня Фекла – жительница Арсеньева, пострижена Владыкой Гурием.
Трое инокинь прибыли из Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря – одного из старейших и самых известных в стране, одна послушница тоже родом из столицы, остальные сестры – уроженки Приморья.
«Скит», или «пустынь», означает «обитель монаха». Как бы неожиданно это ни звучало, но женский скит Арсеньевской епархии находится не в пустынном месте, а в жилом районе села Новосысоевка, в обычном доме. В половине его обустроена церковь, в другой – кельи и трапезная. Сестры разбили огород, выращивают овощи, прошлым летом занимались консервацией овощей в расчете на себя, сестер и братьев епархии.
В Арсеньеве обитель сестер находится при кафедральном Благовещенском соборе, но покуда епархия только строится, они живут в административном здании и находящемся здесь же маленьком, приспособленном под жилье домике. Кельи обустроены в соответствии с наставлением преподобного Серафима Саровского – «сестрам надо жить по двое». Личное пространство монахини крайне аскетично и состоит из кровати, маленького столика, шкафа для одежды, стула и… все.
Трудовой день монаха начинается в 7 утра с утренних молитв и полунощницы – монашеской службы продолжительностью от сорока минут до одного часа, следом начинается Божественная литургия. На ней присутствуют занятые в хоре или на свечном ящике, остальные сестры исполняют свои послушания: кто-то готовит завтрак, занимается уборкой, бухгалтерией… Завтрак получается по ленточному графику. Обед единый для всех в течение получаса, в 16:00 начинается вечерняя служба, которая в обычные дни занимает чуть более двух часов, а в праздники может длиться значительно дольше; далее ужин. Согласно церковному уставу большую часть года сестры постятся, не едят мяса и не пьют вина вовсе. В промежутках между службами и трапезами, после ужина и до ночной молитвы – время индивидуальных и групповых послушаний. Вместе сестры занимаются огородами, строительством, шитьем, уборкой территории.
Мать Мария
В доперестроечном прошлом она обычная студентка Московского института железнодорожного транспорта, дочь неверующих родителей, хотя и была крещена в детстве. В возрасте двадцати двух лет ей случайно попался на глаза литературный журнал, где публиковалось Евангелие, знакомство с ним перевернуло сознание. Открылся новый путь, истинная цель жизни. Не та, что доселе виделась определенно и ясно: наука, карьера, спортивные достижения, а неизведанная, но несравненно более высокая. Работа в волонтерском стройотряде по восстановлению скита Параклит Троице-Сергиевой лавры стала для нее первой ступенью к новой жизни. Сегодня мать Мария – инокиня, старшая из сестер, секретарь и заведующая складом Арсеньевской епархии. С благословения владыки Гурия она ответила на вопросы «Сельского труженика».
– Мать Мария, подтвердите, пожалуйста, или развенчайте суждение, что в монахини идут несчастные женщины с несложившейся личной жизнью?
– За те двадцать лет, что я провела в монастырях, я ни разу не встречала женщины, которая бы бежала в обитель из-за разочарования в личной жизни: не получилось создать семью или бросил жених. Женщина с чаяниями о мирской жизни с плотской любовью, семейным счастьем, развлечениями не сможет жить в монастыре хотя бы потому, что монастырский устав предполагает полный отказ не только от соблазнов, но даже мыслей о них. Ее представления о счастье далеки от монастырского – стать ближе к Богу. Монашество – это выбор тех, кому открылось слово Божие, это долгий путь и тяжелое, взвешенное решение. Тяжелое, потому что, выбирая его, приходится отказываться слишком от многого – от общения с дорогими людьми, от обычных в принципе вещей, без которых не мог обходиться в прежней жизни, но в силу монашеской аскезы не нужных.
– Получается, встав на путь монашества и помышляя о высоком, человек оставляет без помощи пожилых, возможно, больных родителей?
–Есть такое свидетельство. Прибывшему на Афон молодому монаху было заповедано не искать встречи с родными, не расспрашивать о них, но однажды он увидел странника, который рассказал, что родители его умерли, сестрам живется тяжело. Монах нарушил устав и отправился домой, а по дороге встретил Ангела. Спросил, куда он направляется, и тот ответил: «Я иду из твоего дома. Я оберегал твоих родителей – они покинули мир в старости доброй, приготовил приданое твоим сестрам, но раз отныне заботы о них ты принимаешь на себя, я иду помогать тому, кто во мне более нуждается». Тогда монах понял, что для близких его молитва может сделать больше, нежели физическое присутствие, и вернулся в обитель.
Как тот монах, мы не порываем со своими семьями, родным гнездом, наши отношения переходят в другую ипостась: мы неустанно молимся за родных, и Господь по нашей молитве помогает им в жизни.
– Как ваши родители отнеслись к вашему решению, видитесь ли вы?
– Путь от решения до пострига обычно занимает несколько лет. Поначалу мои родители – люди невоцерковленные, жившие мирскими заботами: отец работал главным инженером Московского Метростроя, мама – закройщица, были категорически против. Но постепенно их мнение стало меняться, и отец первым сказал: «Поступай, как считаешь правильным». В силу своего послушания я имела возможность навещать их, мама начала молиться, пришло понимание, что все в руках Божьих и я лишь исполняю свое предназначение. В настоящее время родители спокойны за меня и считают, что я выбрала правильный, достойный путь в жизни. Они даже рады, что их дочь стала монахиней.
– Всем известно, что монахи принимают обет безбрачия, назовите остальные обеты?
– Их три: послушания, безбрачия и нестяжания. Обет послушания предполагает безропотное исполнение любой работы. Обет нестяжания касается имущественных отношений. То есть монах по определению не имеет никакой собственности, в быту его окружают лишь самые необходимые вещи.
– Что самое сложное в процессе становления на путь монашества?
– Самый тяжелый труд, который вообще существует, молитва. Можно научиться возделывать поля, строить здания, плавить металл, лечить, управлять, все это требует обучения и практики. На первый взгляд может показаться, что и в молитве главное заучить наизусть тексты и освоить правила их чтения. Это не совсем так. Знания необходимы, но самым сложным является достижение полного погружения в молитву, победы духа над плотью, строгого следования заповедям Божьим и устремления к Господу нашему. Такого состояния невозможно достичь разом, процесс требует неустанной работы ума, сердца, воли изо дня в день, из месяца – в месяц.
Если говорить о работе в более физическом смысле, послушницы не гнушаются никакой работой. Возможно, она замечательная швея – такой опыт невостребованным точно не останется, но надо печь хлеб, выращивать капусту, убирать помещения и мести двор, и она будет заниматься всем, в чем есть необходимость. В монастыре не принято отказываться от послушаний, что кому делать решает старшая сестра, настоятельница. Здесь в епархии послушания назначает владыка.
– Как сестры проводят свободное время?
–Его почти нет, но если выдается свободная минутка, сестры садятся за пяльцы, за холст или книги. Я учусь в Богословском институте, люблю читать. На столике в моей келье всегда лежат писания Святых.
–А как же книги неправославных писателей, телевизор, интернет?
– Зачем мне читать книги кроме духовных? Я ушла от мирской жизни не для того, чтобы о проблемах мира и человеческих судьбах читать в романах. Художественные книги – возвращение назад, они отвлекают от духовного роста. К тому же, если человеку открылись писания Святых, он не станет тратить время на творения пусть даже замечательных, но обычных людей. Что касается современных источников информации. Телевизора у нас нет, компьютеры есть, есть выход в интернет, но пользуются ими сестры только в силу своего послушания, по мере необходимости.
– Какие цели преследует монашество сегодня?
– Люди уходят в монахи, потому что любят этот мир и желают спасения себе, близким, всем. Цели монашества неизменны на протяжении столетий, скажу словами Серафима Саровского: «Обрети мир в себе и вокруг тебя спасутся тысячи!» То есть, делать мир на земле лучше, чище, справедливее. Семьдесят лет безбожия в нашей стране отвернули людей от подлинных цен-ностей, и на монахах, поскольку они ближе к Богу, лежит крест возрождения духовности и культуры.
Другая сторона деятельности монашеских обителей по всей стране – сугубо социальная. Это оказание помощи людям в сложных жизненных ситуациях: одиноким беспомощным старикам, наркозависимым, больным. Социальный отдел Арсеньевской епархии оказывает помощь женщинам, которые собирались прервать беременность, но отказались от своих намерений. Это широкий спектр от психологической поддержки до сбора детских вещей и приглашений на благотворительные мероприятия. Только в Арсеньеве за неполные три года удалось спасти более 30 младенческих жизней.
– Тяжек ли для вас крест иночества?
– Мне в жизни невероятно повезло. Случилось вовремя открыть для себя Святое Евангелие, встретить настоящих подвижников. Мне не пришлось метаться в поисках смысла жизни, занимаюсь тем, что моей душе предназначено и иной судьбы я для себя и желать не смею. Я очень счастливый человек!
Рождество Христово
Рождественская ночь в храме –особенная, незабываемая. Только в доме Божьем, украшенном елями, светящемся огнями люстр, лампад, свечей и гирлянд, окутанном звуками торжественных песнопений, можно в полной мере ощутить грандиозную значимость Вифлеемских событий.
В Благовещенском соборе который год подряд руками сестер сооружается очень красивый вертеп из еловых веток. С большим искусством сестры сшили фигурки пастухов, овечек и ангелов. Образы Богородицы, Святого Иосифа и Божественного младенца написала инокиня Дарья – она профессиональная художница. В вертеп можно входить, сидеть на скамеечке, приложиться к иконе Рождества Христова, и даже самому закоренелому атеисту стоит зайти в храм, чтобы его увидеть.
Праздничное Богослужение совершил владыка Гурий. В эту светозарную ночь верующие помазались святым елеем и причастились Святых Тайн. По церковному уставу первыми во время Евхаристии причащаются монашествующие особы. Глядя через объектив фотоаппарата на матушек со скрещенными на груди руками и смиренными лицами, я поймала себя на мысли: «Своим образом они напоминают ангелов. Ангелы в черном, просто в силу нашей греховности мы не видим за их спинами крыльев».
***
Торжественный звон колоколов наполнил ночное рождественское небо. Выходя в сумрак улицы, я думала о необычайно сильных женщинах в черном. Вся их жизнь с отрешением от мирских радостей, жесткими постами, неустанными молитвами во очищение ума и сердца есть ни что иное как монашеский подвиг. Они выбрали тернистый путь невест Христовых, памятуя – этот прекрасный мир нуждается в защите от вселенского зла, о том, что кто-то должен молиться о нас, грешниках и… о спасении России!
Е. Раменская