Я покажу тебе «Прогресс»…
Группа сотрудников завода «Аскольд» – молодых и уже опытных специалистов – побывала с ответным визитом-экскурсией на знаменитом «летающем» заводе. О том, как проходила ранее экскурсия на аскольдовских площадках, редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России рассказывала на своих страницах.
Экскурсия началась ещё на ступенях проходной: Татьяна Болотникова, специалист по экспозиционной и выставочной работе музея истории и трудовой славы ПАО ААК «Прогресс», встретившая нас, рассказала, что мемориальная доска Н. И. Сазыкину, находящаяся рядом с парадными дверями проходной, где мы собрались, является культурным достоянием Российской Федерации и охраняется государством.
Затем пересчитанные и поимённо отмеченные в списке бдительной службой охраны специалисты «Аскольда» прошли на территорию авиационного предприятия. Первое впечатление – обилие зелени, цветочных клумб и просто обволакивающий запах цветущих роз! Рассевшись по местам в корпоративном автобусе, гостеприимно предоставленном хозяевами, экскурсанты в сопровождении Татьяны Болотниковой и ведущего специалиста отдела по связям с общественностью и молодёжной политике Валентины Тищенко двинулись по гостевому маршруту.
Первая остановка – литейный цех. Харизматичная Валентина Тищенко с нескрываемой любовью к своему делу и родному заводу рассказала, что в этом светлом и просторном корпусе объединено модернизированное литейное производство предприятия, а установленная здесь комплексная автоматизированная линия по изготовлению форм для отливок из алюминиевого и магниевого литья не имеет аналогов не только на Дальнем Востоке, но и в России. Применяемые технологии обеспечивают получение тонкостенных, достаточно габаритных отливок высокой точности и качества, минимизируя негативное воздействие на окружающую среду. Также Валентина отметила, что уникальность литейного производства заключается в том, что ни один завод в России не может производить крупные магниевые отливки, заливаемые в песчаные формы методом литья под низким давлением.
Следующая остановка – механический цех программной обработки деталей. Это даже не цех – это целый город со своими улицами, дорогами и автоматизированным складом, в котором одним нажатием кнопки можно получить полную информацию о наличии и движении деталей, выдать необходимую оснастку или заготовку или же положить их на соответствующую полку хранения.
Станочный парк состоит из высокопроизводительных обрабатывающих центров зарубежного производства. Высокоточная обработка крупногабаритных деталей и узлов производится на высокоскоростных пятикоординатных обрабатывающих центрах, выполняющих расточные, токарные, фрезерные операции. На стене механического цеха программной обработки деталей – плазма, на которой в режиме реального времени отображается информация о загрузке оборудования. Вот оно, эффективное производство в действии!
С особой гордостью Валентина Тищенко продемонстрировала контрольно-измерительную машину. Находится она в отдельном помещении, в котором поддерживается постоянный микроклимат во избежание погрешностей, так как точность измерений – микроны. Машина анализирует геометрию деталей перемещаемым щупом с рубиновым наконечником, а программное обеспечение выдаёт точный анализ параметров изделия и безапелляционное заключение – в работу, в брак, на доработку. Но любая, даже самая сложная, машина – это всего лишь особым образом организованная груда металла, пластика и прочих материалов, а вот вдохнуть в неё жизнь и заставить делать то, что требуется, может только человек, его воля и разум. И именно этим занимается оператор КИМ, который пишет управляющие программы для каждого вида проверяемых деталей.
Мы в цехе агрегатной сборки. Это здесь из множества больших и малых узлов, деталей, винтиков и заклёпочек появляется фюзеляж будущей винтокрылой машины. Мы попали сюда во время технологического перерыва. В цехе было тихо, и только застывшие в строгом порядке носы, хвосты и центропланы будущих боевых машин ожидали своей очереди на главный стапель, чтобы наконец-то воссоединиться и стать основой нового вертолёта.
Из цеха агрегатной сборки через вертушку попадаем в цех окончательной сборки. Именно здесь «Аллигаторы» приобретают узнаваемый всеми вид. И хотя у будущих винтокрылых машин ещё нет ни лопастей, ни вооружения, но мощь и надёжность, исходящие от них, чувствуются на интуитивном уровне. Не зря, как рассказала наш гид Валентина Тищенко, Ка‑52 по своим пилотажным свойствам, характеристикам вооружения и возможности его боевого применения на сегодняшний день считается лучшим в своём классе. И более того – максимально безопасным для экипажа вертолёта, так как оснащён уникальной системой аварийного покидания вертолёта. В цехе рядом с грозными боевыми машинами сегодня собирается и «мирный» многоцелевой Ка‑62.
Далее нас проводили на лётно-испытательную станцию. К сожалению, дальше установленного в целях обеспечения безопасности полётов ограждения нам побывать не удалось. Но со стороны мы увидели только что прибывший на заводской аэродром с острова Русский вертолёт Ка‑62, где он был представлен гостям IV Восточного экономического форума. Это было успешное завершение первого для данной машины самостоятельного перелёта длиною в 260 километров туда и столько же обратно. Можно сказать, мы застали исторический момент!
Конечно, нам было бы ещё очень интересно увидеть, как оживает боевой вертолёт – как начинает подмигивать разноцветными огоньками приборная панель, как всё быстрее и быстрее раскручиваются лопасти, и вот машина уже готова выпорхнуть с заводского аэродрома и расправить крылья на просторе… Но это мы надеемся увидеть в следующий раз.
Завершающей точкой нашего путешествия по ААК «Прогресс» стал музей истории и трудовой славы предприятия. Многие из нас уже бывали в музее в дни открытых дверей. Тем не менее каждый раз обращаешь внимание на что-то новое, экспозиция музея обширная, и охватить всё за один раз трудно. Здесь собраны тысячи экспонатов, отражающие историю становления и развития предприятия, огромные фотографии цехов, макеты авиационной техники, многочисленные подарки и сувениры, книги, подлинники исторических документов, есть даже лопасть вертолёта со всеми её составляющими элементами, благодаря которым она приобретает свои уникальные характеристики.
Татьяна Болотникова сразу завладела вниманием экскурсантов и на протяжении всего экскурса в историю завода делилась интересными фактами из жизни завода, города, страны, так как всё настолько тесно переплетено, что отделить историю завода, его людей от истории государства невозможно.
Музей постоянно обновляется, живёт, прирастает новыми экспонатами, документами. Так, недавно появилась большая «амбарная» книга с пожелтевшими страницами – «Расчётные ведомости инженерно-технических работников и служащих завода № 116 за июль месяц 1937 года», переданная заводским архивом в музей после истечения срока хранения. Вроде бы ничего особенного, но, как оказалось, дирекция завода в то время была представлена всего тремя штатными единицами. А эта июльская зарплата первого директора будущего завода «Прогресс» В. Г. Ирьянова в 3 500 рублей была последней, так как уже в августе 1937 года Владимир Григорьевич Ирьянов будет арестован как «враг народа», обвинён в саботаже и срыве сроков строительства завода. В апреле 1938 года его расстреляют на полигоне в г. Уссурийске буквально через 15 минут после вынесения приговора. Конечно, в 1957 году Ирьянов будет полностью оправдан и реабилитирован, но… это уже другая история.
Ещё один экспонат показался мне интересным – это фотографии вертолёта Ка‑52, в 2015 году в течение нескольких месяцев находившиеся в космосе на борту МКС, о чём свидетельствует специальная печать Международной космический станции.
К проходной мы прошли по широкой аллее, на которой под открытом небом представлены практически все образцы техники, производимой на предприятии в разные годы: учебно-тренировочные самолёты Як‑18А и Як‑50, аэросани Ка‑30, планер А‑15, вертолеты Ми‑24А и Ми‑24П, противокорабельные ракеты.
Отдельно стоит бережно накрытый тентом макет учебно-тренировочного самолёта УТ‑2 – первого самолёта, освоенного арсеньевскими авиастроителями по личному приказу И. В. Сталина в кратчайшие сроки. К концу войны ежедневно с заводского аэродрома поднималось в воздух до четырёх новеньких самолётов УТ‑2, ставших первым летательным аппаратом для многих будущих воздушных асов.
Экскурсия завершилась. Поблагодарив гидов, аскольдовцы вместе с потоком сотрудников ААК «Прогресс» покинули территорию завода и окунулись в текущие дела и хлопоты. Но приятные впечатления о радушии принимающей стороны и гордость, что в нашем небольшом городке на самом краю света есть такое современное развивающееся предприятие, выпускающее уникальную высокотехнологичную продукцию, остались у всех экскурсантов.
Татьяна Абрашко, «Прогресс Приморья», № 40 (502) от 12.10.2018 г.