Мы в Telegram

Ленин – как символ эпохи

20:53
1846
Ленин – как символ эпохи
Было время, когда ни один более-менее значительный населённый пункт в нашей стране не обходился без памятника В.И. Ленину. Число их исчислялось тысячами, и даже сегодня, когда большинство демонтировано, памятники вождю мирового пролетариата, теоретику марксизма, основателю партии большевиков и Советского государства, продолжают оказывать влияние на формирование исторического сознания наших соотечественников и культурный облик городов и весей страны.

Создание ленинианы как главного символа советской эпохи началось в середине двадцатых годов прошлого столетия. Это в полной мере относится к произведениям литературы, театрального искусства, живописи, и конечно, скульптуры. Существует десяток имен скульпторов, чьи произведения тысячекратно тиражированы, однако, последовательности ради стоит отметить…
Первый памятник Ленину был открыт в подмосковном городе Ногинске 22 января 1924 года, то есть, на следующий день после смерти Ленина. Понятно, о скорой кончине вождя никто ни мечтал, стало быть, замысел уникален уже тем, что задуман как прижизненный. Вторая особенность–создан он непрофессиональным скульптором рабочим Ф.П. Кузнецовым; третья–постамент и памятную доску украшают удивительные надписи. Одна из них гласит: «Первый в мире памятник В. И. Ленину. Открыт 22 января 1924 года», другая–«Больше доверия к силам рабочего класса. Мы должны добиться того, чтобы каждая работница могла управлять государством».
Памятник Ленину в Ногинске.
Первый памятник Ленину в Приморском крае известного в стране скульптора В. В. Козлова был установлен на Привокзальной площади Владивостока 7 ноября 1930 года. Решение о его установке было принято в год смерти вождя, бронзовая фигура была отлита на заводе «Красный выборжец» в Ленинграде.
В 1939 году памятник Ленину появился в самом крупном населенном пункте Яковлевского района – рабочем поселке Семеновка (г. Арсеньев) и был установлен в парке «Восток» перед зданием поселкового комитета партии. Он представлял собой скульптурный портрет в рост по проекту Н.И. Шильникова.
Памятник из железобетона лауреата сталинской премии Г.Н. Постникова – один из самых распространенных в стране. Он был установлен в Москве в 1956 году, за следующее десятилетие – во многих населенных пунктах СССР. Учитывая, что отливалась скульптура, в том числе, и в мастерской Хабаровского художественного фонда, это дало ей шанс занять значительную долю дальневосточных постаментов. Памятник работы Постникова до 1980 года возвышался на площади Ленина в Арсеньеве, а затем как морально устаревший был заменен на бюст вождя авторской работы, до сих пор идентичный памятник пребывает в Хабаровске и Белогорске.
Жителям Яковлевского района этот памятник хорошо знаком, поскольку каждый мог видеть его в селе Ново-Сысоевка на площади перед фасадом дворца культуры. Вкупе со зданием дворца постройки 1938 года, в архитектурном проекте которого отчетливо читается время, памятник составляет цельный ансамбль. К чести новосысоевцев он по-прежнему пребывает в хорошем состоянии.
Между памятником, как изобразительным средством увековечения памяти и скульптурой – в большей степени художественным произведением, существует очень тонкая грань. В случае с Лениным эта грань становится вовсе невидимой. Трудно однозначно ответить, почему памятник Ленину, установленный в Семеновке в 1939 году являлся «памятником культуры краевого значения», а мало отличный по внешнему исполнению, пришедший ему на замену в Арсеньеве и один-в-один в Ново-Сысоевке, подобного статуса не имели. Возможно, это было связано с процедурными моментами претворения скульптурной ленинианы в жизнь.
Дело в том, что решение вопроса об установке памятников Ленину носило двойственный характер: с одной стороны – это свидетельство популяризации личности, самая яркая наглядная агитация, с другой стороны – за право созерцать изваяние в своей сторонке полагалось бороться. Для чего необходимо было проявить себя в решении задач при жизни вождем осмысленных в многочисленных работах: победить в соцсоревновании, систематически перевыполнять план, единственный выходной день (до 1965 года страна работала с одним выходным в неделю) почаще проводить на субботниках; выстрадать инициативу на собраниях и заседаниях, и только после этого обращаться в центральный комитет КПСС за разрешением на сооружение.
Раменская