Арсеньев - путешественник во времени
Современные историки, как правило, рассматривают события, происходившие в отдалённых уголках Российской империи, с точки зрения военной истории или в контексте крупных и мелких столкновений в ходе гражданской войны. Также они изучают изменения в практике управления, такие как установление Советской власти и т.д.
Однако именно «умонастроение» российской провинции в начале прошлого века в конечном итоге определило, какой образ жизни — старый или новый — установится на обширных территориях от Петрограда до Владивостока. И кто и как будет жить на этих землях.
В этом контексте крайне интересно и познавательно наблюдать за «умонастроением» через призму отдельных, значимых для истории личностей.
В частности, в этом случае — через призму отдельной личности.
Как найти приключения
Для русского Дальнего Востока Владимир Клавдиевич Арсеньев, великий русский путешественник, писатель, этнограф и географ, был не просто знаковой фигурой. Он был ключевой фигурой.
Выходец из многодетной семьи железнодорожного служащего, Владимир смог получить необходимое образование и в возрасте 20 лет поступить в престижное Петербургское юнкерское пехотное училище, которое успешно окончил в 1895 году. После окончания училища он был направлен в Польшу.
Важно отметить, что Российская империя не очень заботилась о своей военной элите. Жалованье низших офицеров российской армии было даже меньше, чем у квалифицированных рабочих. Ходила известная частушка: «Нет ни сахару, ни чаю, нет ни пива, ни вина. Вот теперь я понимаю, что я прапора жена». В основном офицеры жили на свои средства, если они были. У Владимира, происходившего из небогатой семьи, их не было.
Что касается «радостей» армейского быта, то, к сожалению, офицерство жило в разлагающейся Российской империи. Это может показаться странным, но офицерство жило хуже, чем квалифицированные рабочие. Это можно понять, прочитав «военные повести» замечательного русского писателя Куприна.
Неудивительно, что молодой, честолюбивый, деятельный и талантливый офицер, который учился у брата известного русского путешественника Грум-Гржимайло, подал рапорт о переводе на Дальний Восток. Там он в 1902–1907 годах совершил свои первые экспедиции в качестве военного топографа.
Он исследовал Южное Приморье и Сихотэ-Алинь, собирал и обрабатывал информацию о геологии, флоре, фауне, топографии и народах, населявших эти неизведанные места. Он исследовал Сихотэ-Алинь девять раз, а потом ещё семь раз. И это было опасно для жизни: однажды участники экспедиции были вынуждены съесть любимую собаку Арсеньева, и их, обессилевших, чудом нашёл встречный отряд.
Он также исследовал Зауссурийский край к северу от залива Святой Ольги, бассейн реки Бикин и истоки Уссури. Он прошёл Северное Приморье, северную часть Уссурийского края от побережья Татарского пролива до Амура и низовий Уссури.
Материалы, полученные в ходе экспедиций, были обобщены и опубликованы в двух томах под названием «Краткий военно-географический и военно-статистический очерк Уссурийского края» в 1911–1912 годах. Эти труды до сих пор считаются образцом и классикой как географической, так и военно-топографической литературы.
Работы замечательного путешественника, блестящего русского офицера и учёного были высоко оценены. В 1909 году Владимир Клавдиевич стал действительным членом Императорского Русского географического общества. Вашингтонское национальное географическое общество и другие научные организации также признали его заслуги.
Революция без крутых перемен
Интересно, что Великую русскую революцию Арсеньев встретил спокойно. Это лучше всего отвечает на вопрос, поставленный в начале этого материала. Он сказал: «Революция в России для всех, в том числе и для меня».
С 1918 года Владимир Клавдиевич исследовал Камчатку, описывал долину реки Камчатки и поднимался на Авачинскую сопку. Более того, именно он, русский патриот и офицер, через органы Советской власти добился запрета на сдачу в аренду американским и японским промышленникам советских тихоокеанских островов. Он также стал инициатором создания первых природных заповедников на Дальнем Востоке и занимался восстановлением зверобойного и рыбного промыслов на Командорских островах.
В 1927 году советский путешественник и географ В. К. Арсеньев совершил ещё одну экспедицию по маршруту Советская Гавань — Хабаровск. В 1930 году он подписал договор с правлением Уссурийской железной дороги и стал начальником бюро экономических изысканий, после чего возглавил экспедицию.
Максим Пролетарский