Мы в Telegram

История создания Дальневосточного авиационного музейно-выставочного центра в городе Арсеньеве

14:45
1567
История создания Дальневосточного авиационного музейно-выставочного центра в городе Арсеньеве

Самый ценный ресурс любого государства – его люди. И оттого, насколько совершенно будет сформировано гражданское самосознание этих людей, от уровня их общей культуры и образованности будет зависеть судьба самого государства.

Посмотреть Фотографии музея

Именно этим руководствовались лётчики авиатранспортного отряда Арсеньевской авиакомпании «Прогресс» Анатолий Бортник и Михаил Сукач, инициируя создание ДВ авиа музейно-выставочного центра (далее Центр) в городе Арсеньеве. Который, по их замыслу, должен стать общеобразовательной, воспитательной и профориентационной площадкой, учреждением культурно-исторического наследия, и вместе с тем, привлекательным туристическим объектом регионального значения.

Экономические издержки общественно-политического переустройства государства конца восьмидесятых и в девяностые оказались огромными – рушилась экономика, закрывались промышленные предприятия, менялось общественное и личностное мировозрение людей. В Арсеньевской авиакомпании «Прогресс» в это время начала распродаваться действующая, и безжалостно уничтожаться списанная авиатехника, состоявшая на эксплуатации в лётно-транспортном подразделении предприятия.

Вот тогда и родилась у лётчиков мысль спасти несколько машин для истории, для подрастающего поколения, которому предстояло жить в новой стране и обустраивать её.

В 2006 году ветераны с этой целью, объединившись, создали и зарегистрировали некоммерческое партнёрство «ДВ музей авиации» (далее Партнёрство), учредителями которого стали ААК «Прогресс», в лице её управляющего директора Ю. Денисеко и, как физическое лицо, представитель городской авиационной общественности А. Бортник.

Первый успех – по просьбе ветеранов волевым решением директора ААК «Прогресс» Ю. Денисенко исключалась дальнейшая утилизация оставшейся списанной авиатехники, и началась постепенная её передача в собственность Партнёрства.

В феврале 2011 года коммерческая авиакомпания «Владивосток Авиа» по просьбе руководства Партнёрства и решению её руководителя В. Сайбеля безвозмездно передаёт в коллекцию Партнёрства списываемый самолёт Як-40, предварительно перегнав его на заводской аэродром ААК «Прогресс. С этого года начинаются летние экскурсии школьников на выставочную площадку авиатехнки-экспонатов, находящуюся на территории предприятия. В эти и последующие годы в рамках воспитательной и профориентационной деятельности организации Партнёрством регулярно публикуются в региональных и федеральных СМИ материалы по истории авиации на Дальнем востоке, написаны и изданы три книги (А. Бортник, «Лётно-транспортный отряд», «Небо, самолёты, лётчики», «Летать во сне и наяву»), посвящённые авиационной тематике.

В апреле 2011 года Партнёрство выходит в финал конкурса инвестпроектов на XV Международной туристической выставки «Дальтур-2011» и награждается дипломом «За вклад и развитие музейного дела в Приморском крае».

В 2012 году с приходом к руководству г. Арсеньева А. Дронина, ставшего активным участником авиамузейного проекта, Партнёрство инициирует и принимает самое непосредственное участие в установке в центре г. Арсеньева памятника боевому вертолёту Ми-24, который в течение двадцати лет выпускался градообразующим предприятием «Прогресс». А затем участвует в установке памятников военному лётчику, Герою России О. Пешкову и вертолёту Ка-50 «Чёрная акула». К участию в этой подвижнической работе по сохранению исторической памяти Партнёрству удалось привлечь Председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ С. Орлову и заместителя начальника Генштаба ВС РФ генерал-полковника А. Ноговицина.

В 2016 году Партнёрство приобретает в собственность участок земли, что являлось непременным условием для получения финансовой поддержки проекта краевой властью. Однако вопрос финансирования реализации проекта был решён лишь с приходом к руководству Приморского края О. Кожемяко.

Долгие тринадцать лет упорной подвижнической деятельности Партнёрства по созданию Дальневосточного культурно-исторического комплекса в 2019 году, наконец, увенчались успехом. Губернатор О. Кожемяко, избранный на этот пост, в отличие от своих предшественников, оказался не только человеком слова, но и человеком дела. В 2019 году Партнёрству, как социально ориентированной НКО, был выделен первый транш субсидии на благоустройство выставочной площадки.

На эти средства была пробита и обустроена дорога-сервитут к территории Центра, размечены и подготовлены места для установки экспонатов, благоустроены пешеходные дорожки с искусственным покрытием, оформлены газоны, высажены зелёные декоративные насаждения, установлены ограждение, системы видеонаблюдения и ночного освещения, подготовлена авиатехника к её перемещению с территории предприятия на выставочную площадку Центра.

В феврале 2020 года, предварительно уложив несколько пролётов ограждения ААК «Прогресс», авиатехника по зимнику была перемещена на подготовленную выставочную площадку Центра.

На второй транш субсидии, полученной Партнёрством, были полностью отремонтированы, отреставрированы и покрашены все пять экспонатов, выставленные в экспозиции музейно-выставочного центра: самолёты Ил-14, Ан-8, Як-40, Ту-134, вертолёт Ми-34. В это же время начат процесс передачи Министерством обороны Арсеньевскому городскому округу списанного самолёта Су-27УБ с аэродрома Ц. Угловая (г. Владивосток)в качестве очередного экспоната, а затем самолёта Су-25 из аэророма Домна (г. Чита).

Вместе с тем, в процессе завершающих работ Центр продолжал проводить организованные экскурсии и встречи со школьниками по программе патриотического воспитания и профориентации подрастающего поколения.

Выставочную площадку Центра только за последнее время посетили губернатор Приморского края О. Кожемяко, Председатель Правительства Приморского края В. Щербина, депутаты ГД РФ Д. Кравченко, В. Николаева, член Общественной палаты РФ Н. Кравченко, представители ОКБ П. Сухого, делегация Комсомольского-на-Амуре авиазавода им. Ю. Гагарина, фотокор Международного информагентства «Россия сегодня» («РИА Новости) В. Аньков, фоторепортаж которого о Центре размещён в новостной ленте РИА Новости. Открытая экспозиция с выставленной для показа авиатехникой-экспонатами уже обрела огромную популярность среди приморцев и гостей края.

В настоящее время Центр – это состоявшееся культурное учреждение исторического наследия в области деятельности отечественной авиации на Дальнем востоке, и один из популярнейших объектов туристической инфраструктуры города и края.

Центр расположен в шаговой доступности от центра города и представляет собой оборудованную выставочную площадку со всей необходимой музейной инфраструктурой, площадью 1,8 га, с десятью экспонатами – отечественными летательными аппаратами прошлых лет (МиГ-15УТИ, Ил-14, Ан-8, Ту-134, Як-40. Су-27УБ, Су-25, Cу-24, Ми-34) и крылатой ракеты П-21. Причём, эта коллекция непрерывно пополняется новыми экспонатами. Кроме того, на территории Центра расположен административно-выставочный павильон с создаваемой в нём закрытой экспозицией «История отечественной авиации на Дальнем востоке» и конференцзалом с видеотекой на 48 посадочных мест.

Персонал Центра, занимающийся научно-просветительской и экскурсионной деятельностью, состоит из авиационных гражданских и военных специалистов, что делает возможным передачу тематической информации посетителям в наиболее непосредственной и увлекательной форме личных экскурсов в прошлое этими специалистами.

В настоящее время Центр обретает всё большую популярность не только среди жителей города и края, но и за его пределами.

Анатолий Бортник