Владивосток, год 1918
Для дальневосточников осенние месяцы — октябрь и ноябрь — знаменательны тем, что вот уже более 90 лет как закончилась Гражданская война на Дальнем Востоке и, наконец, с земли были изгнаны интервенты. Но о тех годах мы не только читаем и вспоминаем до сих пор, но и пересматриваем киноленты, рассказывающие о том времени. Можно перечислить названия кинофильмов, снимавшихся у нас в Приморье. Это — «Пароль не нужен», «Сердце Бонивура», «Право на любовь» (о первом переселении с Украины), «Залив счастья», «Владивосток, год 1918», «И на Тихом океане...», «Поговорим, брат!» и другие. Особняком в этом списке можно назвать «И на Тихом океане...» и «Владивосток, год 1918». О первом фильме мы рассказывали раньше, а о втором — мой сегодняшний рассказ.
Вспоминая о съемках киноленты «Владивосток, год 1918», невольно приходит на память 1981-й год, когда в центре города ходили «гимназисты», а милиционер-регулировщик останавливал поток машин, пропуская «извозчичью пролетку», а у «крестьянской лавки», где торговали солью и хлебом, табаком и мылом — очередь. Из подъезда гостиницы «Версаль» выходили какие-то люди — командированные из сел. Недалеко, на лавочке у автомата с газировкой, болтали «американский матрос», «японский офицер», «белочех» и «грузчик» с Эгершельда. И все это- на фоне «ятей» и вывесок «И.Я. Чуринъ», «массажистка Ямамото» и прочих в том же стиле. Конечно же. жители краевого центра, в том числе и я, не впервые видели съемки, но все же многих из них интересовал сам процесс. тем более, что эта съемочная группа была группой студии имени М. Горького, а режиссером фильма — известный Эдуард Гаврилов.
В основу картины «Владивосток, год 1918» были положены события, происходившие в то время более 60 лет тому назад. В центре ленты — судьба первого председателя Владивостокского Совета рабочих и солдатских депутатов Константина Суханова и его соратников. Сценарий для этого фильма, как и для фильма «Право на любовь», написал журналист Павел Демидов, который многие годы работал в Приморье и знал историю нашего края.
Историко-революционная хроника — вот жанр, в котором снята лента, и рассказывает она о молодых людях, ведь именно они делали революции во все времена. Перед нами встают образы Суханова (в исполнении талантливого актера Малого театра Василия Бочкарева), Сибирцева (Андрей Ростоцкий), Мельникова (Михаил Жигалов).
Этот фильм снят не как боевик, в нем нет погонь и стрельбы. Но есть образ Константина Суханова, который, как никто другой, умел подчинить все и вся главному делу своей жизни — революции. Даже легендарный Сергей Лазо отмечал цельность
его характера и признавался, что завидует этому человеку, несмотря на то, что тому было всего… восемнадцать. Василий Бочкарев, в свою очередь, говорил о том, что ему в меру его сил хотелось разгадать этого человека — отличного оратора, при котором во Владивостоке не было ни одного кровопролития, а также государственного деятеля, который пользовался большой любовью своих единомышленников и уважением врагов. Но, к сожалению, прожившего очень короткую жизнь — всего 24 года.
В фильме оружие Суханова — ум, благородство, вера в свою правоту, советы и поддержка друзей-едино- мышленников. И, конечно же, лента рассказывает и о тех, кто был рядом с этим человеком — Всеволоде Си- бирцеве и Дмитрии Мельникове. Андрей Ростоцкий и Михаил Жигалов, сыгравшие эти роли, также были и остаются в нашей памяти. К сожалению. Андрей Ростоцкий погиб во время съемок своего последнего фильма. и это была нелепая смерть. Сын знаменитого режиссера Станислава Ростоцкого, с самого детства выросший на съемочных площадках фильмов отца, а затем и сам ставший актером и режиссером, всегда боялся высоты. Но во время съемок оказался над водопадом и разбился. В альбоме. который хранится в моем архиве и был недавно выставлен в районном музее, среди множества фотографий есть одна с автографом Андрея Ростоцкого — и это дорогой авто граф. «На свете я люблюдве вещи: лошадей и Дальний Восток. Спасибо Вам за то. что Вы для меня открыли этот край и людей, которые здесь живут. Андрей Ростоцкий. 25.09.1982 г.» Эти строки актер написал через год после съемок, когда прилетал на премьеру фильма… На Ваганьковском кладбище в Москве его прах покоится в одном ряду с прахом его отца, Станислава Ростоцкого, и их имена вписаны в историю отечественного кинематографа на долгие времена.
Когда шли съемки фильма во Владивостоке, мне, как старшему редактору управления кинофикации Приморского крайисполкома, было поручено организовать выступления А. Ростоцкого и М. Жигалова перед зрителями в кинотеатрах города. Созвонившись, я пришла в номер гостиницы «Владивосток», где жили оба актера, представилась и предложила план их выступлений. Кое-что уточнили, согласовали, исправили. Они были приглашены для выступлений перед зрителями в центральные кинотеатры — широкоформатный «Океан» и «Уссури». Общалась я чаще с Андреем, Михаила Жигалова знала мало, но помнила его роль в ленте о «Савойе», где он был отпетым бандитом. Но наше первое знакомство оказалось не последним. Неоднократно мы пересекались с ним и в последующие годы. До сих пор у меня хранит ся режиссерская разработка «Владивостока...» и фотографии с его а втографами. Сегодня М. Жигалова мы знаем по многим ролям генералов и военных людей, представляющих гордость вооруженных сил. Бывший актер прославленного театра «Современник» сегодня — актер кино, где создает образы возрастных седовласых героев.
Не могу не упомянуть еще одного актера, занятого в киноленте. Это — Нартай Бегалин. И у него я была в гостях в одном из номеров гостиницы «Владивосток», только вот причиной этого визита было желание написать о нем как о каскадере. В июле 1981 года, зайдя в гостиничный номер, увидела сидящего на диване в шортах (был жаркий день), скрестившего ноги в позе Будды, мускулистого, с азиатскими чертами лица молодого человека. На полу лежали несколько шкур оленей, а в комнате стоял их сырой запах. Сначала Нартай держался несколько независимо и даже высокомерно. Но, когда я села в кресло и показала, что не новичок-интервьюер, он стал несколько другим. Тогда еще в нашей стране не было гильдии каскадеров. и актер рассказывал о проблемах таких, как он — и кинематографа в целом. Договорились сразу, что я приношу ему интервью, написанное для краевой молодежной газеты, и лишь с его согласия публикую. Но через день я его не застала, так как он был срочно вызван в Сибирь, на досъемки фильма «Срочно… Секретно… Губчека...» режиссера Косарева. Своего слова я не нарушила, интервью опубликовано не было, и где его текст теперь — трудно сказать. Нартай Бегалин, сын знаменитого узбекского режиссера М.С. Бегалина и русской актрисы Людмилы Ивановой, сыгравшей роль сестры Ганечки в фильме «Идиот» (в главной роли с Юрием Яковлевым), умер в 42 года, в расцвете творческих сил — во время сьемок одного из фильмов. И в картине «Владивосток. год 1918» Бегалин превосходно сыграл роль капитана японской контрразведки.
Мой небольшой рассказ лишь о четырех актерах фильма «Владивосток, год 1918». Можно еще долго рассказывать о других актерах, снявшихся в нем, они составили целый «звездный букет» — Марина Левтова и Ольга Науменко, Андрей Мартынов (помните старшину Васкова из ленты «А зори здесь тихие...»?) и Александр Лаза- рев-старший, Леонид Марков и Болот Бейшеналиев. эстонец Янис Па- укштелло и Владимир Ванзоли (китаец. родившийся и выросший в России и знакомый нам по многим лентам), Алексей Сафонов и Юрий Сорокин.
… Листая страницы истории нашего края, мы еще раз благодарим героев Гражданской войны за то, что мирно живем на нашей дальневосточной земле, которая кормит нас и радует своей красотой и просторами.
Людмила ДАНИЛОВА, «Сельский труженик»