"Росатом" оценил восстановление "Морского старта" в 84 миллиарда рублей
Затраты на восстановление работоспособности комплекса «Морской старт» составят 84 миллиарда рублей в ценах 2020 года, что превышает стоимость его покупки группой S7 в 2016 году почти в восемь раз, подсчитали в «Росатоме».
Проект «Морской старт» без государственной поддержки не выйдет на самоокупаемость даже при оптимистичном сценарии – высоком спросе на пусковые услуги, подсчитали в «Росатоме».
С учетом прогнозируемой инфляции объем требуемых инвестиций составит 91 миллиард рублей, говорится в материалах экспертов «Росатома», составленных по предоставленным «Роскосмосом» данным, с которыми ознакомилось РИА Новости. При этом в 2016 году группа S7 заплатила за «Морской старт» 150-160 миллионов долларов США, или около десяти-одиннадцати миллиардов рублей по текущему курсу.
В материалах не уточняется, на какие цели требуются инвестиции. Однако известно, что у проекта «Морской старт» нет ни ракеты, ни оснащенной для функционирования береговой инфраструктуры для сборки и испытаний ракет и космических аппаратов. Кроме того, с пусковой платформы Odyssey и командного судна в США сняли всю иностранную технику: информационно-связное оборудование компании Boeing и пусковое оборудование украинского производства для ракеты «Зенит» от «Южмаша».
Ранее СМИ писали, что «Росатом» рассматривает возможность приобретения комплекса «Морской старт», который недавно был перебазирован из США в Россию. В настоящее время владельцем комплекса является группа компаний S7.
Как сообщали РИА Новости, в «Росатоме» считают нецелесообразным покупку «Морского старта» из-за отсутствия такой потребности, высокой конкуренции на рынке пусковых услуг, созданной компанией SpaceX Илона Маска, и ряда других причин. В то же время в пресс-службе корпорации агентству сообщили, что изучаются потенциальные риски проекта и прорабатываются меры по их недопущению.
«Морской старт» создали в 1995 году для эксплуатации ракетно-космического комплекса морского базирования. В 2016-м S7 Group подписала контракт с группой компаний Sea Launch (дочернее предприятие РКК «Энергия»), предусматривающий покупку имущественного комплекса проекта.
В марте 2020 года комплекс с одобрения Госдепа США перебазировали в Россию. В конце апреля председатель совета директоров S7 Group Вячеслав Филев сообщил в интервью газете «Коммерсант», что «Морской старт» заморожен до лучших времен.
Примерно в это же время стало известно, что «Роскосмос» поставил задачу своим предприятиям провести экономическое обоснование возобновления работы проекта — оценить затраты на ремонт плавучего космодрома и создание новой ракеты «Союз-7». При этом пуски планируются с 2024 года.
«Морской старт» был хорошей идеей в свое время, но сейчас у него нет ракеты, и никто не планирует эту ракету делать. Я не вижу никакой перспективы. Сейчас нет потребителей. Единственный вариант — отправить ее (пусковую платформу — ред.) в металлолом. Ракеты нет, заказов нет. Чего ждать?" — сказал руководитель Института космической политики Иван Моисеев.
Покупка по-русски
В 2014—2015 годах российской стороной проводились переговоры с США, Китаем, Бразилией, ОАЭ и Австралией, о продаже проекта. 30 марта 2016 года Роскосмосом было распространено сообщение о скором закрытии сделки по продаже проекта.
В июне 2016 года Роскосмос снова провёл переговоры с Австралией о продаже «Морского старта»
В августе 2016 года российская ракетно-космическая корпорация «Энергия» и американская компания Boeing разрешили спор по проекту «Морской старт». По условиям предварительного соглашения, российская сторона погасит задолженность, оцениваемую в 330 миллионов долларов, предоставлением услуг и участием в совместных проектах.
Согласно договоренности в счёт погашения долга компания «Боинг» получила 5 бесплатных мест на кораблях «Союз» для американских астронавтов, в 2017, 2018, 2019 годах, которые выкупило НАСА за 373 миллиона долл.
27 сентября 2016 года был подписан контракт между S7 Group и группой компаний Sea Launch на приобретение корабля и платформы «Одиссей» с установленным на них оборудованием ракетного сегмента, наземного оборудования в базовом порту (США) и товарного знака Sea Launch. Планируется, что проект станет полностью российским. В этом случае управление проектом «Морской старт» будет перенесено из Швейцарии в Москву.
16 марта 2017 года окружной суд Калифорнии подтвердил мировое соглашение между российской РКК «Энергия» и американской корпорацией Boeing о закрытии судебного иска по долгам проекта «Морской старт».
В июне 2017 года «Южмаш» сообщил о заключении 28 апреля 2017 года контракта с компанией S7 Sea Launch Limited (в марте 2019 года S7 Space объявила, что заказ будет отменён).
8 октября 2017 года гендиректор ракетно-космической корпорации «Энергия» Владимир Солнцев сообщил СМИ, что 10 октября ожидается подписание соглашения между «Роскосмосом» и S7 на возобновление производства ракет «Зенит», предназначенных для старта с плавучего космодрома. Россия будет производить двигатели РД-171 и комплектующие для ракет «Зенит», которые будут выпускаться на Украине, но из-за внешнеполитических сложностей в отношениях Москвы и Киева собирать их вместе будут в США. Аналогичную схему предполагают использовать при необходимости запустить «Зенит» с космодрома Байконур. Украинские и российские комплектующие будут поставлять в Казахстан, где на площадках космодрома будет организована окончательная сборка ракет.
В конце февраля 2018 года компания «С7 Космические транспортные системы» на своем сайте опубликовала график запусков с плавучей платформы «Одиссей» на период с 2019 по 2022 годы. В целом, по планам компании, за 15 лет будет осуществлено до 70 запусков.
В марте 2018 на собрании акционеров «РКК Энергия» акционеры поддержали продажу плавучего космодрома «Морской старт». В документе говорится, что покупная цена активов комплекса составляет 6,28 млрд рублей.
17 апреля группа компаний S7 закрыла сделку по покупке имущественного комплекса «Морской старт».
В марте 2019 года заказ на украинские РН «Зенит» был отменён, так как компании S7 Space не удалось договориться о поставке из России на Украину критичных элементов для производства ракет.
8 октября 2019 источники в ракетно-космической отрасли и Правительстве РФ сообщили СМИ, что пусковая платформа «Одиссей» подготовлена к транспортировке из США в Россию: с неё демонтировано всё американское и украинское оборудование (информационно-связное оборудование компании Боинг и пусковое оборудование для ракеты «Зенит» от «Южмаша»), оно складировано в порту приписки «Морского старта» — Лонг-Бич.
5 декабря 2019 года компания S7 Space распространила пресс-релиз, согласно которому компания перебазирует космодром на Дальний Восток в 2020 году; все необходимые разрешения, в том числе и от Госдепа США, получены. После перехода на территорию РФ стартовая платформа и сборочно-командное судно будут временно базироваться на Славянском судоремонтном заводе в порту Славянка.
20 февраля 2020 началось перебазирование космодрома из американского порта Лонг-Бич на Славянский судоремонтный завод в Приморье.
23 февраля 2020 состоялась погрузка пусковой платформы Одиссей на гонконгское судно Xin Guang Hua.
17 марта 2020 Сборочно-командное судно плавучего космодрома «Морской старт» прибыло в порт Славянка в Приморье.
25 марта 2020 в этот же порт прибыла и Стартовая платформа «Морского старта».
11 апреля 2020 года Роскосмос поручил своим предприятиям проработать возможность участия в проекте «Морской старт» для возобновлении пусков с 2024 года.
В июне 2020 года стало известно, что S7 ведёт переговоры с дочерней структурой государственного концерна Росатом о продаже космодрома «Морской старт», однако в «Росатоме» посчитали нецелесообразным покупку комплекса.