В Арсеньеве установлены первые экспонаты Дальневосточного музея авиации
В Арсеньеве завершено перемещение и установка первых экспонатов будущего Дальневосточного музея авиации — самолетов Як-40, Ту-134, Ил-14 и Ан-8, с территории ААК «Прогресс» им Н.И. Сазыкина холдинга «Вертолеты России» (входит в Госкорпорацию Ростех). Музей создается при поддержке вертолетостроителей.
Ранее возле медико-санитарной части завода учредителями музея был приобретен и обустроен участок земли площадью около 2 гектаров. Туда были доставлены и установлены экспонаты будущего музея.
Самолёты Ан-8, Ту-134 и Ил-14 находились на территории предприятия с момента ликвидации летно-транспортного отряда. Уже тогда, во второй половине 90-х годов, возникла идея увековечить авиационную технику, которая была снята с производства, но в то время данный проект развития не получил. В 2004 году, когда ААК «Прогресс» возглавил Юрий Денисенко, который всецело поддержал идею создания музея, энтузиасты получили реальную поддержку. В 2006 году было зарегистрировано некоммерческое партнёрство «Дальневосточный музей авиации», его учредителями стали ААК «Прогресс», в лице управляющего директора, и Анатолий Бортник, как физическое лицо. Благодаря совместным усилиям, авиакомпания «Владавиа» передала в дар будущему музею авиации ещё один самолет – пассажирский Як-40.
С приходом нового губернатора Приморского края Олега Кожемяко проект получил ещё большую поддержку – была выделена субсидия на общую сумму более 36 млн. рублей. Благодаря этому началось обустройство выставочной площадки – обустроены места для экспонатов, заасфальтированы пешеходные дорожки, построено ограждение и т.д.
Кроме того, на предприятии была создана ремонтная группа энтузиастов, в которую вошли — Андрей Лосев, Сергей Цымбал, Олег Олесик, Николай Ханбеков и другие работники ААК «Прогресс», занявшиеся реставрацией и косметическим ремонтом будущих экспонатов. Возглавил работы по реконструкции ветеран авиакомпании, заслуженный машиностроитель РФ, Почётный гражданин города Арсеньева Александр Захарьящев, а общую координацию по созданию музейно-выставочного центра осуществляет заместитель управляющего директора ААК «Прогресс» Сергей Лёгкий.
Специалистами отдела технического контроля во главе с главным контролером Татьяной Герман был произведен осмотр всех самолетов, а все замечания — около трехсот пунктов, занесены в ведомости дефектов. Главный конструктор Виктор Бойчук дал заключение по порядку восстановления самолетов, и начались ремонтные работы.
Самолет Як-40 был реставрирован полностью, включая кабину пилотов, грузовой салон и внешнюю часть планера, а также приборное оборудование, частично заменена внутренняя обшивка. Самую большую проблему составляли шасси, которые были просажены и спущены.
На Ил-14, который был выпущен в 1957 году и работал в ледовой разведке в районе Крайнего Севера, был демонтирован дополнительный топливный бак на 800 литров, который был необходим для проведения полетов без дозаправки в Северном Ледовитом океане. Работ на этой машине предстоит выполнить еще немало. Этот самолет для истории авиации — очень редкий и ценный экземпляр, который сохранился в приемлемом состоянии. Ил-14 работали не только в Арктике, но и в Антарктиде. Он долго оставался основным самолетом «Аэрофлота» СССР. Эту и другую интересную информацию сотрудники музея будут рассказывать посетителям. Также будут подготовлены наглядные пособия, рассказывающие о работе этого самолета и полярной авиации в целом.
«Создание Дальневосточного музея авиации в Арсеньеве в комплексе с горнолыжным проектом, безусловно, усилит туристическую привлекательность нашего города и разнообразит досуг его жителей, – отметил управляющий директор ААК „Прогресс“ Юрий Денисенко. – В музее регулярно будут проводиться разнообразные культурные, военно-патриотические и профориентационные мероприятия. Уверен, что данный проект станет гордостью для горожан и ещё одним привлекательным местом массового посещения, где каждый сможет приобщиться к истории города авиаторов».
Вскоре все экспонаты будут заново покрашены, что восстановит их исторический облик. А на самолете Як-40 сохранится его принадлежность с нанесением опознавательных знаков компании «Владивосток Авиа». Вторую очередь работ, к которым относится создание офисно-выставочного павильона с выставочным залом и аудиторией для лекций, планируется завершить в ноябре 2020 года, когда и должно состояться открытие центра. Также будет проведен ряд мероприятий по его благоустройству и озеленению.
В будущем в музее могут появиться и вертолеты. Проводятся переговоры с Министерством обороны РФ по приобретению списанных Ка-27 и Ка-29, а также бомбардировщика Су-24.
Пресс-служба холдинга «Вертолеты России».