В Приморье поисковики подняли из болота останки самолета времен Великой Отечественной
Приморье поисковики нашли советский бомбардировщик времен Великой Отечественной. Вместе с фрагментами фюзеляжа на поверхность подняли и вещи, которые на Дальнем Востоке еще не находили, а именно планшет одного из членов экипажа.
О том, что в Яковлевском районе Приморья в поле лежит бомбардировщик, отряду «Авиапоиск» рассказали местные жители. Свидетелей самой катастрофы уже не осталось — разбился самолет предположительно в 1945 году, однако точное место крушения известно.
Находки с шестиметровой глубины подняли на поверхность ковшом экскаватора. На тяжелых стойках шасси до сих пор блестит нержавейка – хоть сейчас, чуть отмыв от грязи, можно сдавать в музей. Пулемёт стрелка-радиста и вовсе в боевом состоянии – восхищаются поисковики.
«На месте катастрофы был найден крупнокалиберный пулемет Березина калибром 12,7 мм в хорошем состоянии. Такое у нас впервые. Обычно или без стволов, или погнутые, ржавые», — рассказал участник отряда «Авиапоиск» Сергей Балкин.
Полвека назад в том месте, где упал бомбардировщик, было болото. Поэтому даже сейчас с места раскопок приходится откачивать лишнюю воду. Однако именно болото помогло самолету сохраниться все эти годы. Оно практически законсервировало его. Например, парашют экипажа, найденный на месте раскопок, находится в состоянии близком к идеальному. Лопасти бомбардировщика практически не погнулись от удара о сравнительно мягкую землю.
По обломкам поисковики смогли установить, что разбившийся самолет — основной бомбардировщик советских ВВС во время Великой отечественной войны Пе-2. Таких самолетов построили свыше 10 тысяч машин. Воевали «пешки», как их называли в Красной Армии, не только на западном фронте. В августе 1945 года базирующаяся в Приморье авиадивизия бомбила японские войска и корабли на территории корейского полуострова и в Восточном Китае. Над самим Приморьем боев не было, и это крушение – следствие отказа техники или ошибки экипажа, считают участвующие в раскопках летчики.
«Сами видите – дует ветер, циклон прошел, низкая облачность. Что немаловажно при заходе на посадку. В те времена таких систем навигационных не было, как сейчас, летчики заходили визуально. Возможно, потеря пространственной ориентировки. Опять же – потеря скорости в сложных метеоусловиях», — считает заместитель командира авиационного полка Андрей Грицюта.
Одной из уникальных находок стал сохранившийся планшет одно из членов экипажа. Внутри – схемы, конспекты, на которых видно несколько фамилий, подписанных «техническое звено».
«Есть маршрутные записи. Какие-то точки. В том числе Сейсин. Сейсин — это Северная Корея, когда наши войска в 1945 году ее бомбили, штурмовали. Значит это уже привязка идет к 1945 году. Потому что до 1945 года никто даже не планировал летать на Сейсин», — отмечает командир отряда «Авиапоиск» Ярослав Ливанский.
По этим записям и номерам на двигателях самолета поисковики точно установят фамилии членов экипажа и со всеми воинскими почестями похоронят останки летчиков.
tvzvezda.ru
Пе-2 (в ВВС СССР — прозвище «Пешка»; по классификации НАТО: Buck — «Олень») — советский пикирующий бомбардировщик времён Второй мировой войны. Основной фронтовой бомбардировщик ВВС РККА. Самый массовый бомбардировщик советского производства, всего выпущено 11500 ед. В ВВС Финляндии получил неофициальное прозвище Pekka-Eemeli: Пекка-Емеля (Пекка — собственное имя, аналог русского «Пётр»). В строевых частях полностью заменили собой бомбардировщики СБ.Советские экипажи Пе-2 внесли достойный вклад в дело разгрома Германии и Японии.
По информации ВЕСТИ
По информации Вести Приморья
Всего две недели понадобилось приморским энтузиастам из клуба «Авиапоиск», чтобы развернуть работу по извлечению из болота самолета времен Великой Отечественной войны. Есть находки, которые они обнаружили в месте авиакатастрофы, теперь можно употреблять со словом впервые.
Всего в трех километрах от села Варфоломеевка, благодаря показаниям одного из местных жителей, в бывшем болоте приморские поисковики обнаружили место падения самолета.
Ярослав Ливанский, командир поискового клуба «Авиапоиск»: «По тому, что сразу здесь лежало: лючки, фрагменты обшивки, по конструкциям рулей управления сразу определили, что это Пе-2».
В архивах Яковлевского района сохранились данные, что здесь базировалась мощная авиационная группировка, в который было 800 самолетов Пе-2.
Николай Вязовик, глава района: «Блюхер приехал и разместил в Новосысоевке 2-ую воздушную армию, которая базировалась в Варфоломеевке, и в 1938 году здесь построили ремонтные авиационные мастерские».
Пе-2 – пикирующий бомбардировщик, управлять которым, — говорят лётчики, — было непросто.
Андрей Грицюта, заместитель командира воинской части: «Разнос двигателей был на нем большой. При взлете имел большой разворачивающий момент, надо было усилия прикладывать, чтобы парировать этот момент. Также на посадке он грубых ошибок летчикам не прощал».
Эта операция приморских поисковиков считается одной из самых удачных. Практически сразу обнаружили крупные детали самолета Даже на лопасти винта виден серийный номер, по нему можно узнать дату выпуска летательной техники. Буквально минуту назад нашли пулемет и бляху от запасного парашюта.
Впервые на раскопках на Дальнем Востоке обнаружили нераскрытый парашют. Небывалое везение — планшет стрелка-радиста. Эту авиакатастрофу ещё помнят местные старожилы. Алексей Кузнецов — один из них — вспоминает, как в 40-е годы, во время сенокоса, видел, как самолет упал в болото, но достать его тогда было невозможно.
Алексей Кузнецов, долгожитель: «Ничего, никакого дыма не было. Просто взревели двигатели».
Несколько найденных фрагментов самолета станут экспонатами районного музея. Большую часть поисковики заберут с собой. Что касается судьбы погибшего экипажа, то останки летчиков захоронят на местном кладбище с воинскими почестями.
Vestiprim.ru, Видеорепортаж Вадима Перевалова