Мы в Telegram

Духовные ценности интегрируют в IT. Путин утвердил новую стратегию развития информационного общества

1508
Духовные ценности интегрируют в IT. Путин утвердил новую стратегию развития информационного общества

Президент России Владимир Путин утвердил новую стратегию развития информационного общества на ближайшие 13 лет. Приоритетом при ее реализации называется соблюдение норм традиционных духовных ценностей в использовании информационных технологий.

Указом президента Россия берет курс на замещение иностранного ПО отечественными аналогами. Также в документе уделяется особое внимание информационной безопасности граждан и госучреждений. С какими угрозами сегодня сталкивается Россия в информационном пространстве и есть ли ресурсы у нашей страны, чтобы заменить иностранное ПО и электронные технологии своими аналогами — об этом подробнее.

Россия сильна в ПО

Защита от хакерских атак, поддержка отечественных IT компаний, построение цифровой экономики, создание нового программного обеспечения — всё это в контексте традиционных духовных ценностей России. Так вкратце можно описать новую стратегию развития информационного общества, которую утвердил президент Владимир Путин. В частности в документе говорится о необходимости эксплуатации российских средств шифрования при электронном согласовании между федеральными органами власти, о замене иностранного программного обеспечения российскими аналогами. Другими словами речь идет о полномасштабном имортозамещении в IT сфере. Согласно указу, правительство в срок до 1 октября должно утвердить перечень показателей реализации развития стратегии. Совет безопасности РФ опубликовал проект стратегии на своем сайте для общественного обсуждения.

Советник Президента России по вопросам развития интернета Герман Клименкозаявил ФедералПресс, что политическая подоплека в данном указе минимальна. Наша страна, по словам Клименко, сталкивается с рисками и угрозами, которые становятся всё-более актуальными с развитием информационного общества. Поэтому стратегия, одобренная Путиным правильна и своевременна.

«Мы примерно видим риски. Мы видим вал Ddos-атак разного свойства — аппаратные и хакерские истории, мы видим угрозу для финансовых институтов. Это не только наша история, а общемировая. Мы уже сейчас понимаем, что грядет «интернет вещей». Понимаете, не так страшно, если вскроют мой компьютер. Страшно, если вскроют компьютер у диабетика и что-то поменяют из каких-то побуждений. Это будет еще тот геморрой. Это становится абсолютно реальной картиной мира. Поэтому здесь вопрос безопасности информационной. В каких-то странах это раньше регулировалось лицензированием. Сейчас риски информационные, риски безопасности растут», — отметил Клименко в беседе с корреспондентом «ФедералПресс».

По словам Клименко, стоимость программного обеспечения сегодня гораздо выше стоимости самой техники и Россия сильна в создании ПО. Хотя по некоторым направлениям, у страны совсем нет компетенции, считает Клименко. Однако 13 лет — срок, которого вполне хватит, чтобы развиться до необходимого уровня по тем пунктам, где мы отстаем.

«Наверное, мы сможем как-то заменить Oracle (крупный поставщик серверного оборудования), для этого потребуется время, но 13 лет вполне достаточно… А задача по импортозамещению софта крайне необходима и важна. Да и вообще это единственный путь к обеспечению безопасности инфраструктуры государства», — отметил Клименко.

Ведущий аналитик «Регионального общественного центра интернет-технологий» Урван Парфентьев считает, что в плане программного обеспечения Россия не отстает от мировых технологий, но сталкивается с проблемой по производственной части. И в данном направлении вопрос импортозамещения очень актуален.

«В программно-технической части — то есть в воспроизведении технических компонентов, с распадом СССР была утрачена производственная часть и здесь мы очень сильно зависим от импортных поставок, особенно из тех стран, где себестоимость таких частей достаточно низкая— это Юго-Восточная Азия», — подчеркнул в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» Парфентьев.

При чем тут духовные ценности?

Один из главных пунктов реализации новой стратегии развития информационного пространства — это соблюдение норм традиционных духовных ценностей при ее реализации. Стоит отметить, что данная формулировка размыта и не содержит конкретной информации о том, какие именно ценности имеются в виду. Урван Парфеньтев считает, что при реализации новой стратегии, в контексте духовных ценностей необходима конкретика.

«Нужна четкая дефиниция. Сам по себе термин «традиционные ценности» является неопределенным, чрезвычайно расширительным, который позволяет подтянуть под себя все, что угодно. Более того, Россия — страна мультикультурная и мультиконфессиональная. То есть традиционные, семейные, бытовые ценности в зависимости от культуры отличаются и приоритет таких ценностей может входить в противоречие с действующими нормами права», — заявил «ФедералПресс» Парфентьев.

Представители духовенства России тоже пока не до конца понимают, как связаны духовные ценности и IT-технологии. Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Татарстана Рустам Батров увидел в пункте указа президента еще одну попытку огосударствления различных религиозных течений. По его мнению, это никак не связано с борьбой против проникновения радикальных течений в российское интернет-пространство, так как данное направление уже отрегулировано законодательством.

«Я считаю, что это фиксация того, что уже происходит. Если обратить внимание на федеральные телеканалы и государственные СМИ, то у нас вся риторика построена на ценностях традиционных религий. Насколько это нужно укреплять именно нормативными актами — для меня вопрос. Всегда остается вопрос, кто будет определять, регулировать и решать какая ценность является традиционной. У нас в стране, например, есть как минимум 4 понимания традиционного ислама. Этот пункт указа, как мне кажется, является очередной попыткой огосударствления религии. Такое заигрывание государства с религиями — не всегда хорошо. Это ударяет по самим религиям. Отсылки к традиционным конфеcсиям закладывают мину размежевания в обществе, так как нет регулирующей основы в этом вопросе».

Почему устарела предыдущая стратегия?

Отметим, что стратегия развития информационного общества, действовавшая в России с 2008 года, признана недействительной. Руководитель экспертного центра электронного государства Павел Хилов объяснил «ФедералПресс» почему предыдущий документ утратил свою ценность. Новая концепция, по словам Хилова, отличается от старой прежде всего тем, что теперь речь идет о наполнении интернета содержательной информации, создании «общества знаний» и надежной системы защиты российского сегмента интернета.

«В частности, это возможность управления российским сегментом сети Интернет, разработка российских систем защиты, в том числе криптографических, предоставление доступа к достоверной и содержательной информации. Потому что сейчас, когда ходим по интернету, мы никогда не знаем, попадаем ли на реальный сайт, насколько достоверна информация и соответствует действительности», — отметил Хилов.

Источник: Федерал пресс

Рейтинг 0 (Голосов: 0)
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...