Мы в Telegram

Владивосток, год 1918

11:55
1412
Владивосток, год 1918

Для дальневосточников осенние месяцы — октябрь и ноябрь — знаменательны тем, что вот уже более 90 лет как закончилась Гражданская война на Дальнем Востоке и, наконец, с земли были изгнаны интервенты. Но о тех годах мы не только читаем и вспоминаем до сих пор, но и пересматриваем киноленты, рассказывающие о том времени. Можно перечислить названия кинофильмов, снимавшихся у нас в Приморье. Это — «Пароль не нужен», «Сердце Бонивура», «Право на любовь» (о первом переселении с Украины), «Залив счастья», «Вла­дивосток, год 1918», «И на Тихом океане...», «Поговорим, брат!» и другие. Особняком в этом списке можно на­звать «И на Тихом океане...» и «Владивосток, год 1918». О первом фильме мы рассказывали раньше, а о вто­ром — мой сегодняшний рассказ.

Вспоминая о съемках киноленты «Владивосток, год 1918», невольно приходит на память 1981-й год, когда в центре города ходили «гимна­зисты», а милиционер-регулиров­щик останавливал поток машин, пропуская «извозчичью пролетку», а у «крестьянской лавки», где торговали солью и хлебом, табаком и мы­лом — очередь. Из подъезда гости­ницы «Версаль» выходили какие-то люди — командированные из сел. Не­далеко, на лавочке у автомата с гази­ровкой, болтали «американский ма­трос», «японский офицер», «белочех» и «грузчик» с Эгершельда. И все это- на фоне «ятей» и вывесок «И.Я. Чуринъ», «массажистка Ямамото» и прочих в том же стиле. Конечно же. жители краевого центра, в том числе и я, не впервые видели съемки, но все же многих из них интересовал сам процесс. тем более, что эта съемочная группа была группой студии имени М. Горького, а режиссером фильма — известный Эдуард Гаврилов.

В основу картины «Владивосток, год 1918» были положены события, происходившие в то время более 60 лет тому назад. В центре ленты — судьба первого председателя Влади­востокского Совета рабочих и солдатских депутатов Константина Суханова и его соратников. Сценарий для этого фильма, как и для фильма «Право на любовь», написал журналист Павел Демидов, который многие годы работал в Приморье и знал историю наше­го края.

Историко-революционная хрони­ка — вот жанр, в котором снята лен­та, и рассказывает она о молодых лю­дях, ведь именно они делали револю­ции во все времена. Перед нами вста­ют образы Суханова (в исполнении талантливого актера Малого театра Василия Бочкарева), Сибирцева (Ан­дрей Ростоцкий), Мельникова (Миха­ил Жигалов).

Этот фильм снят не как боевик, в нем нет погонь и стрельбы. Но есть образ Константина Суханова, кото­рый, как никто другой, умел подчи­нить все и вся главному делу своей жизни — революции. Даже легендар­ный Сергей Лазо отмечал цельность

его характера и признавался, что за­видует этому человеку, несмотря на то, что тому было всего… восемнад­цать. Василий Бочкарев, в свою оче­редь, говорил о том, что ему в меру его сил хотелось разгадать этого че­ловека — отличного оратора, при кото­ром во Владивостоке не было ни од­ного кровопролития, а также государ­ственного деятеля, который пользо­вался большой любовью своих еди­номышленников и уважением врагов. Но, к сожалению, прожившего очень короткую жизнь — всего 24 года.

В фильме оружие Суханова — ум, благородство, вера в свою правоту, советы и поддержка друзей-едино- мышленников. И, конечно же, лента рассказывает и о тех, кто был рядом с этим человеком — Всеволоде Си- бирцеве и Дмитрии Мельникове. Ан­дрей Ростоцкий и Михаил Жигалов, сыгравшие эти роли, также были и остаются в нашей памяти. К сожале­нию. Андрей Ростоцкий погиб во вре­мя съемок своего последнего филь­ма. и это была нелепая смерть. Сын знаменитого режиссера Станислава Ростоцкого, с самого детства вырос­ший на съемочных площадках филь­мов отца, а затем и сам ставший ак­тером и режиссером, всегда боялся высоты. Но во время съемок оказал­ся над водопадом и разбился. В аль­боме. который хранится в моем архи­ве и был недавно выставлен в район­ном музее, среди множества фото­графий есть одна с автографом Ан­дрея Ростоцкого — и это дорогой авто граф. «На свете я люблюдве вещи: лошадей и Дальний Восток. Спаси­бо Вам за то. что Вы для меня от­крыли этот край и людей, которые здесь живут. Андрей Ростоцкий. 25.09.1982 г.» Эти строки актер на­писал через год после съемок, когда прилетал на премьеру фильма… На Ваганьковском кладбище в Москве его прах покоится в одном ряду с пра­хом его отца, Станислава Ростоцкого, и их имена вписаны в историю отече­ственного кинематографа на долгие времена.

Когда шли съемки фильма во Вла­дивостоке, мне, как старшему редак­тору управления кинофикации При­морского крайисполкома, было по­ручено организовать выступления А. Ростоцкого и М. Жигалова перед зрителями в кинотеатрах города. Со­звонившись, я пришла в номер гости­ницы «Владивосток», где жили оба актера, представилась и предложила план их выступлений. Кое-что уточ­нили, согласовали, исправили. Они были приглашены для выступлений перед зрителями в центральные ки­нотеатры — широкоформатный «Оке­ан» и «Уссури». Общалась я чаще с Андреем, Михаила Жигалова знала мало, но помнила его роль в ленте о «Савойе», где он был отпетым банди­том. Но наше первое знакомство ока­залось не последним. Неоднократно мы пересекались с ним и в последу­ющие годы. До сих пор у меня хранит­ ся режиссерская разработка «Влади­востока...» и фотографии с его ­а вто­графами. Сегодня М. Жигалова мы знаем по многим ролям генералов и военных людей, представляющих гор­дость вооруженных сил. Бывший ак­тер прославленного театра «Совре­менник» сегодня — актер кино, где соз­дает образы возрастных седовласых героев.

Не могу не упомянуть еще одного актера, занятого в киноленте. Это — Нартай Бегалин. И у него я была в го­стях в одном из номеров гостиницы «Владивосток», только вот причиной этого визита было желание написать о нем как о каскадере. В июле 1981 года, зайдя в гостиничный номер, увидела сидящего на диване в шор­тах (был жаркий день), скрестивше­го ноги в позе Будды, мускулистого, с азиатскими чертами лица молодого человека. На полу лежали несколько шкур оленей, а в комнате стоял их сы­рой запах. Сначала Нартай держался несколько независимо и даже высоко­мерно. Но, когда я села в кресло и по­казала, что не новичок-интервьюер, он стал несколько другим. Тогда еще в нашей стране не было гильдии ка­скадеров. и актер рассказывал о про­блемах таких, как он — и кинематогра­фа в целом. Договорились сразу, что я приношу ему интервью, написан­ное для краевой молодежной газеты, и лишь с его согласия публикую. Но через день я его не застала, так как он был срочно вызван в Сибирь, на досъемки фильма «Срочно… Секрет­но… Губчека...» режиссера Косарева. Своего слова я не нарушила, интер­вью опубликовано не было, и где его текст теперь — трудно сказать. Нар­тай Бегалин, сын знаменитого узбек­ского режиссера М.С. Бегалина и рус­ской актрисы Людмилы Ивановой, сы­гравшей роль сестры Ганечки в филь­ме «Идиот» (в главной роли с Юрием Яковлевым), умер в 42 года, в расцве­те творческих сил — во время сьемок одного из фильмов. И в картине «Вла­дивосток. год 1918» Бегалин превос­ходно сыграл роль капитана японской контрразведки.

Мой небольшой рассказ лишь о че­тырех актерах фильма «Владивосток, год 1918». Можно еще долго расска­зывать о других актерах, снявшихся в нем, они составили целый «звездный букет» — Марина Левтова и Ольга На­уменко, Андрей Мартынов (помните старшину Васкова из ленты «А зори здесь тихие...»?) и Александр Лаза- рев-старший, Леонид Марков и Бо­лот Бейшеналиев. эстонец Янис Па- укштелло и Владимир Ванзоли (кита­ец. родившийся и выросший в России и знакомый нам по многим лентам), Алексей Сафонов и Юрий Сорокин.

… Листая страницы истории наше­го края, мы еще раз благодарим геро­ев Гражданской войны за то, что мир­но живем на нашей дальневосточной земле, которая кормит нас и радует своей красотой и просторами.

Людмила ДАНИЛОВА, «Сельский труженик»