Мы в Telegram

Крещенское интервью. Ответы на Ваши вопросы

4500
Крещенское интервью. Ответы на Ваши вопросы

19 января немалая часть жителей нашей страны отправится на реки, где погрузятся в ледяную воду. Служители церкви всегда твердят, что русский народ «испокон веков» шел купаться в проруби на Крещение Господне, хотя прямых свидетельств о том, что это явление носило массовый характер, увы, нет.

Есть мнение что славянская традиция пошла от древних скифов, которые окунали младенцев в ледяную воду, закаливая и приучая к холоду. Да и русский человек всегда после баньки любил прыгнуть в сугроб или холодную воду.

Мы решили задать вопросы представителю церкви, чтобы пролить свет на этот праздник и расширить свой кругозор. По нашей традиции вопросы мы собрали у наших читателей в социальных сетях.

В продолжение вышесказанному, хотелось бы первый вопрос задать как раз про становление традиций. Купание в проруби некоторые историки называют традицией древних воинов. Царь Иван Грозный не однократно заставлял своих бояр снимать шубы и погружаться в прорубь в присутствии иностранных послов. Нельзя не заметить отголоски древних воинских традиций. Есть ли связь?

Пастор Александр Лапоченко:
Что касается праздника «Крещение Господне», то конечно такой связи нет. Традиция купания на «Крещение» напрямую связана с воспоминанием истории Крещения Иисуса Христа на реке Иордан Иоанном Крестителем, что в свою очередь связано с событием Таинства Крещения человека в Церкви.

И тут, я думаю необходимо объяснить вообще суть Таинства Крещения. Бог задумал человека как Свое «образ и подобие» — вечным, бессмертным, совершенствующимся в любви к другим, и творческом начале на благо всего творения, и радость Небесного Отца. Как заботливый и любящий родитель к детям. Но, к сожалению, человек, соблазненный дьяволом, отпал от Бога, поработил свою, некогда благую волю, греху и злу. Отпав от Творца, человек все свои силы обратил лишь на благо самому себе, по сути, став эгоистом, и даже, казалось бы в добре, человек лишь умножает зло вокруг и причиняет вред самому себе. Такова природа греха — саморазрушение и в итоге смерть. Св.Бл.Августин, очень хорошо описывает грех в своей «Исповеди», беря за пример, казалось бы невинного младенца, и показывая насколько он по сути является эгоистом.

И так, грех разрушает связь человека с Богом, искажает и разрушает суть отношений с ближними, ведет к физической смерти, и как итог — смерти духовной. Своими человеческими усилиями, невозможно преодолеть грех и хоть как-то оправдать свою вину перед Богом. Именно по этому, выход из такой плачевной ситуации находится не в руках человека, но всецело в руках Бога, в Его благой, любящей воле по отношению к падшему человечеству. Раз человек не в силах вернуть себе утраченный образ Божий, Бог Сам становится человеком в личности Иисуса Христа. Об этом очень четко сказано в Новом Завете:
«12 Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.…...
17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.
18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие....». Римлянам 5 гл.
Таким образом, в личности Иисуса Христа, в Его миссии на земле, человеческая природа обрела и исцеление от греха, и оправдание вины греха, через Его жертву на Кресте. В нем и только в Нем, Бог решает проблему падшей человеческой природы, возводя ее к Божественному началу, задуманному еще при творении человека. Но как это происходит? Как человек соединяется со Христом?

Ответ — в Таинстве Крещения. Сам Иисус заповедал ученикам совершать крещение: «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа».

«3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем». Римлянам 6 гл.
Именно в Крещении, человек навечно соединяется со Христом, умирает для греха, становится сонаследником вечной жизни в Его воскресении, обретает утраченный образ Божий в полноте Божества Отца и Сына и Св. Духа. По сути, Крещение — это новое рождение человека! Старый, проклятый Богом «Адам» умер в крещенских водах, родился новый «Адам», в образе и подобии Христа!

«19 И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
20 Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.
21 Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых.
22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут....». 1 Коринфянам 15 гл.
«26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники». Галатам 3 гл.

Вот такое важное значение Таинству Крещения придает Церковь. И как тут, в праздник Крещения Господня, не вспомнить о своем Крещении? Вот и вырубали на Руси на реках и озерах купели в виде креста, ставили изо льда часовенки, прославляли в пении и молитвах Бога за милость и спасение, ну и конечно верующие окунались в них. Окунались не для того, чтобы «стяжать благодать», смыть грехи, как некоторые говорят, а чтобы не забывать, что Бог сотворим им во Христе. А сначала шли в храмы, исповедовались, причащались, просили прощения у тех, кого обидели, и с новыми духовными силами шли по жизни дальше… Ведь все крещеные, как учит церковь — есть воины Христовы, а значит призваны побеждать в себе все противное Богу.

Может потому Иван Грозный и заставлял бояр окунаться в «Иордань», чтобы совесть в них пробудить.....

Река Иордан находится от нас очень далеко, да и температура там 19 января несравнима с нашими морозами в «крещение». Правда ли, что в этот день невозможно нанести вред здоровью при купании?(Вопрос от Сергея П.)

Пастор Александр Лапоченко:
Да запросто! Если слаб здоровьем, не подготовлен к такому «экстриму», лучше и не рисковать… Если уж очень хочется, то набери из купели бутылку воды, принеси домой, наполни ванну теплой водой, вылей принесенную и окунайся дома, вспоминая о том, что ты в крещении стал Христианином со всеми вытекающими… Дело не в купании, а в призвании …., в молитве, добрых делах, покаянии и любви.

Есть много сведений, когда люди травились «святой водой», получая кишечную палочку в награду за соблюдение традиций. Чья это вина? Того, кто слепо верит или того, кто проводит обряд? Верят ли сами служители церкви в силу святой воды? (Вопрос от Сергея П.)

Пастор Александр Лапоченко:
Ну, таких вот случаев бывает много. Конечно надо ответственно служителям Церкви подходить к выбору водоема, качеству воды… Благодать благодатью, а инфекции прекрасно живут и в «освященной» воде… К сожалению, обычные люди мало что понимают в духовных вопросах, наделяя освященную воду «волшебными» качествами, которых в ней просто нет… Сейчас открою многим страшную тайну! Что по сути есть освящение воды, да и любой другой вещи? Это благодарственная молитва Церкви! Вот садятся верующие за стол обедать, и благодарят Бога за пищу: «Спасибо Тебе Господи, что насыщаешь нас....». И это тоже есть освящение пищи… В праздник Крещения, Церковь благодарит Бога за милость явленную во Христе, за благодать Таинства Крещения… Почитайте саму молитву «Великого освящения воды», есть в Интернете. Служители Церкви прекрасно это понимают, а потому, все чаще раздаются здравые голоса отдельных священников и Епископов за упразднение подобных практик.

По крайней мере, греха точно не будет, если принесенную воду профильтровать через специальный фильтр, сейчас не проблема купить такие в магазине в виде кувшина для воды.

Я не раз наблюдал, что на купание приходят в пьяном виде. Таких людей даже не останавливают. Действительно ли такие люди очищаются? Почему такие люди допускаются? (Вопрос от Santyer)

Пастор Александр Лапоченко:
Ну, пьяному море по колено! То, что их пускают, всецело лежит на ответственности дежурных и охраны «Иордани». И ни о каком «очищении» речь не идет даже для трезвого человека… Человек очищается покаянием, исповедью, участием в Таинствах Церкви, жизнью во Христе, а не купанием в проруби с криком и смехом, под дружные аплодисменты присутствующих… Верующему — все на пользу, а неверующий, как сказано в Евангелии — уже осужден....

Почему сами служители церкви не окунаются вместе с простым народом? (Вопрос от Романа)

Пастор Александр Лапоченко:
Почему не купаются? Купаются… Только при чине освящения все в облачениях, да и не положено монаху, кто не знает, прилюдно оголять свое тело… Так что отдельные священники, которые просто присутствуют на чине освящения, купаются потом вместе с народом, часто семьями… А Епископы, приезжают потом, не так публично, как все остальные… Ну и конечно, это дело личное… К спасению такие купания точно ничего не добавляют, а если проблемы со здоровьем, тем более...

Что делать тем, кто не может купаться по физическому состоянию, как они должны смывать с себя грехи? И если ты считаешь, что не грешил – должен ли окунаться?

Пастор Александр Лапоченко:
Нет человека без греха, безгрешен только Бог! Хочешь смыть грехи — если не крещен, то крестись во Имя Господне и «спасешься ты и весь дом твой...». А если крещен, иди на исповедь и причастие… Про возможность купаться и дома я уже сказал.

Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!». Можно ли это считать правдивой историей? Или это такой же миф, как и про Ноев ковчег? (Вопрос от Валентины К.)

Пастор Александр Лапоченко:
А кто сказал что Ноев Ковчег это миф?! Тогда и все Евангелие можно считать «мифом». Тут скорее дело веры… Кто писал Евангелие точно верил, что так и было.

В поселениях вырубают крест на льду, а глава района напутствует руководителям окунуться, чтобы подать пример. Администрация помогает с размещением, а также информирует людей о проведении купания. Правильно ли такое вмешательство государственных структур? (Вопрос от Сергея С.)

Пастор Александр Лапоченко:
Любое массовое мероприятие при скоплении народа, это уже дело Администрации! Обеспечение порядка, службы спасения, сми… Как говорится «Кесарь» занимается своим делом, а Церковь своим, при взаимном взаимодействии. А на счет «быть примером», вот тут дело личное, да и пример Христианской добродетели надо показывать людям у власти в другом — в заботе о гражданах.

Многие из тех, кто погружается в прорубь на Крещение Господне, говорят потом, что выходя из холодной воды они испытали облегчение и эйфорию: «Будто заново родился, все грехи в проруби оставил». Этому состоянию есть медицинское объяснение. Погружение в ледяную воду — большой стресс для организма. А при стрессе в кровь выбрасывается гормон адреналин, под воздействием которого и возникают подобные ощущения. Ничего общего с духовностью это состояние не имеет. Какое Ваше мнение по этому поводу?(Вопрос от Татьяны Х.)

Пастор Александр Лапоченко:
Вера — это всегда особое духовное переживание. Особенно, когда человек участвует в Церковных обрядах и Таинствах. Главное тут духовная часть, а внешнее воздействие лишь «усугубляет» и усиливает действие духовное.

Для примера приведу древнюю практику Таинства Крещения в Церкви. Обычно, его совершал Епископ в особом, отдельном от храма строении — «бапсистерии». Это такой бассейн, часто в виде креста. Когда человека погружали в крещенские воды, то Епископ, на третье погружение, долго держал человека под водой. Практически топил в человеке «ветхого Адама» в водах бапсистерия. И когда человек выходил из купели, то у него часто было чувство, что он заново ожил для Христа в прямом смысле. Конечно это было особенным событием для человека!

Бытует мнение, что купание в проруби никакого отношения к духовной жизни не имеет. Это одна из традиций, которая, к сожалению, переросла в суеверие. Людям, которые не ходят в храм, не исповедуются и не причащаются, никакой духовной пользы от купания в проруби не будет. Люди считают, что, придя раз в год на Крещение к проруби, они тем самым ведут христианскую жизнь, однако это глубокое заблуждение. Как Вы относитесь к такому мнению? (Вопрос от Татьяны Х.)

Пастор Александр Лапоченко:
Да так и отношусь. Кто прочитал мои ответы полностью, думаю придет к тому же мнению.

Александр, спасибо за развернутые ответы. Думаю, что многие читатели узнали много нового, как впрочем и я. Напомним, что на вопросы отвечал Александр Лапоченко, пастор Евангелическо — Лютеранской Церкви Урала, Сибири и Дальнего Востока. Желающих узнать больше могут связаться с ним в социальной сети или встретится лично по адресу г. Арсеньев, ул. Победы, дом 40 (каждое воскресенье с 10:30).

Алексей Хоменко

Рейтинг 5 (Голосов: 1)
RSS
Сергей Покровский
21:39
Я так и не понял зачем устраивается всё это, если сам пастор говорит что это ненужно? Некоторые вопросы глупые.
Александр
23:23
Сергей, ну а зачем например свадьбы со всеми там туфлями, выкупами, катаниями, гостями и весельем? Можно же и так — пришли, расписались, ушли… Можно? Можно… НО скучно… Просто при всех традициях и церемониях, не важно, человеческих или церковных, важно не потерять смысл и суть… А иначе да, зачем это все?!
Алиса
20:48
А где будет проходить купание?
Загрузка...