Мы в Telegram

Диктатура большинства

859
Диктатура большинства
Оппозицию в приморском парламенте лишают голоса и зарплаты.

Все депутаты равны, но некоторые равнее. Того, кто не принадлежит к партии большинства — «Единой России» — могут запросто лишить и должности, и зарплаты. Этот произвол на себе ощутил коммунист Владимир Беспалов.

Раньше закон давал каждому депутату право работать на постоянной основе, то есть за зарплату. В октябре 2016 года, сразу после выборов нынешнего созыва краевого Законодательного собрания и прихода на пост спикера Александра Ролика (до того — вице-губернатора по внутренней политике), закон о статусе депутата был по инициативе «Единой России» изменен. Право на зарплату оставили лишь тем, кто занимает в парламенте ту или иную выборную должность. Это председатель ЗС и его замы, председатели комитетов и их заместители, руководители фракций. КПРФ — вторая по численности фракция. В ней состоят восемь человек — это 20 % от состава парламента. Всего выборных должностей, предполагающих работу на постоянной основе, — 31. Значит, КПРФ вполне могла бы рассчитывать на шесть портфелей. Однако все комитеты (кроме одного, отданного ЛДПР) возглавили единороссы. Максимум, что досталось «с барского плеча» коммунистам, — это посты зампредов в комитетах.

Владимир Беспалов — один из самых опытных депутатов Приморья. В Законодательном собрании он работает третий созыв подряд, с 2006 года (а до этого в течение семи лет работал главой Арсеньева). В декабре 2016 года его избрали заместителем председателя комитета по социальной политике и защите прав граждан. Однако продержался на этом посту один из самых последовательных приморских оппозиционеров меньше полутора лет: 18 апреля 2018 года его сняли с должности, тем самым лишив и зарплаты. Беспалов убежден, что его сняли за «неправильное» поведение — отказ голосовать солидарно с единороссами. Хотя, во-первых, право депутата на позицию прописано в законе, а во-вторых, Беспалов как член фракции КПРФ обязан учитывать прежде всего мнение своей партии.

От меня требовали лояльности, хотя закон о статусе депутата защищает мое право высказывать собственное мнение, учитывать мнение избирателей, выступать с особой точкой зрения. Меня сняли за то, что я голосовал не так, как надо, — говорит Беспалов. По части дисциплины никаких претензий ко мне быть не может — я добросовестно работал, не пропустил ни одного заседания.

Снятию с должности предшествовало обсуждение, в ходе которого председатель комитета единоросс Игорь Чемерис прямо предложил Беспалову поменять партийную принадлежность. Тогда, мол, ничто не будет мешать ему голосовать так, как решит большинство членов комитета. Владимир Георгиевич отказался, заявив, что он состоит в компартии более 40 лет и что для него пример — отец, ставший коммунистом в 1942 году. Тогда четверо членов комитета проголосовали за отставку Беспалова.

Лишившийся поста и зарплаты депутат считает, что это опасный прецедент. Фактически создан рычаг финансового давления на оппозицию.

Сегодня на постоянной основе в приморском парламенте работают пятеро членов фракции КПРФ — депутаты Самсонов, Оганесян, Хмелёв, Тютерев и Долгачёв.

— Моих товарищей уже предупреждают: если не будут голосовать как скажут, их постигнет та же участь, — говорит Беспалов.

Вот первый сигнал, подтверждающий его опасения: Тютерев (зампред одного из комитетов ЗС) и Хмелёв (зампред другого комитета) проголосовали за повышение пенсионного возраста, несмотря на отрицательную позицию КПРФ. Похоже, парламент теперь, по известному выражению, — действительно не место для дискуссий.

Из «Особого мнения фракции КПРФ…» за подписью главы приморского отделения КПРФ, руководителя фракции Анатолия Долгачёва: «Решение комитета нарушает требование краевых законов, согласно которым именно ЗС ПК… должно решать вопросы о назначении депутатов на должности… «Единая Россия», провозгласив… создание «правового государства»… на практике всячески отрицает его создание… Это подтверждается не только отношением к депутату-коммунисту, но и практикой многочисленных обращений граждан в суды, массовыми фальсификациями на выборах, бесправием рабочих на производстве, ограничениями на свободу и права граждан во время массовых акций, засильем чиновничества и предпринимателей на всех уровнях власти, двойными стандартами нормотворчества и его применения… Требование в отношении депутата, представляющего оппозицию, голосовать так же, как голосует большинство комитета, состоящее из членов фракции «Единая Россия», под угрозой лишения должности и заработной платы — грубейшее наступление на права оппозиции, нарушение принципов многопартийности, политического плюрализма, свободы выражения мнения, что… является проявлением неуважения к Конституции… В ЗС ПК созданы условия для давления на оппозицию, для лишения «неудобных» депутатов должностей и оплаты труда… Полагаем, что Беспалов В. Г. был освобожден от должности заместителя председателя комитета… незаконно, в нарушение Конституции РФ и Устава Приморского края».

Беспалов обратился во Фрунзенский районный суд Владивостока. В исковом заявлении указывалось, что снять депутата с поста зампреда комитета имеет право только Законодательное собрание, а не комитет (эта норма прописана в Уставе Приморского края); что требование о голосовании в соответствии с решениями комитета фактически является требованием о голосовании в соответствии с решениями «Единой России»; что в нарушение конституционных норм установлена зависимость денежного содержания депутата и занимаемой им должности от близости его убеждений к взглядам «партии власти»; что снятие Беспалова — наказание за «неправильную» позицию и партийную принадлежность и так далее. Истец просил отменить решение комитета по социальной политике № 337 от 18.04.2018 г. «Об освобождении от должности…» и восстановить Беспалова в должности заместителя председателя комитета.

17 августа судья Наталья Юсупова вынесла решение: оставить исковые требования без удовлетворения.

— Готовим апелляцию в краевой суд, мы не остановимся, — говорит депутат Беспалов. — Наша задача — не только отменить решение, которое мы считаем незаконным, но и вернуть в краевой закон о статусе депутата норму, в соответствии с которой каждый депутат имеет право работать на постоянной основе вне зависимости от занимаемой должности и партийной принадлежности. Необходимо восстановить фактическое равноправие депутатов и не допускать пренебрежительного отношения к оппозиции, которое сегодня наблюдается и в Законодательном собрании, и в краевой администрации.

№ 458 / Егор КУЗЬМИЧЕВ / 13 сентября 2018novayagazeta-vlad.ru

Рейтинг 0 (Голосов: 0)
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...