Проповедь "Воистину ли воскрес?".

Проповедь "Воистину ли воскрес?".

1 Воскресенье после Пасхи «Quasimodogeniti» (как новорожденные младенцы).

Иоанна 20: 19 — 31.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний воскресный день, дорогие братья и сестры, иногда называют «Воскресением Фомы». И мы действительно сегодня вспоминаем Святого Апостола Фому и историю его исповедания и обращения к воскресшему Христу.

К сожалению, не все серьезно относятся к этому Апостолу..... И очень часто приходится слышать о том, что был такой «Фома неверующий».....

И когда мы видим человека, который не очень глубоко верит в Бога, который не очень глубоко доверяет нам, когда мы пытаемся ему что-то доказать, мы называем такого человека - «Фомой неверующим».
А между тем, церковное понимание служения этого великого Апостола является совсем иным.
Да, действительно, святые Апостолы «страха ради иудейского» затворились в горнице, да, действительно, многих из них одолевали сомнения, хотя их божественный Учитель Иисус Христос обещал им Свое воскресение.

Не было бы в них этих сомнений и заблуждений, не было бы и их отречения от Христа, их оставления Учителя, которое произошло во время Его крестных страданий. Но сейчас они были все вместе, за закрытыми дверями...

Снаружи туда-сюда сновали шпионы Синедриона, римские солдаты искали последователей Иисуса, проверяя прохожих..... Сомнение, страх и неуверенность сковали Учеников Христа...... Что будет дальше? Что будет с ними? Куда и к кому им идти? На что надеяться и во что верить?

Несколько дней назад, Жены Мироносицы прибежали взволнованные к ним в горницу и начали наперебой говорить о том, что их любимый учитель воскрес!

Что это, бред сумасшедшего или правда? Вера отчаянных в чудо, или галлюцинация охваченных горем женщин? Ни в чем нет уверенности.....

Согласитесь, такая картина и ситуация напоминает нам наше неспокойное время.... Тот же страх и неуверенность, режим карантина, когда нельзя выходить на улицу и контроль властей.... Все в этом мире повторяется, как и, наверное, страх и сомнение в вере, периодически охватывают каждого кто последовал за Христом.....

И, к этим, неуверенным и охваченным страхом Апостолам, является Сам воскресший Спаситель! Явился им так, как они точно этого не ожидали.....

Он явился им в Своем преображенном, воскресшем теле, в том самом теле, на котором оставались следы от гвоздей, и шрамы от плетей.... Но все же, это был уже другой, преображенный Христос! Не смотря на запертые двери и глухие стены, Он в сиянии славы встал посреди Учеников....

Ни запертые двери разума, ни глухие стены неверия, ни темнота сомнения человека, не могут помешать Христу прийти к человеку, если Он так решил..... Не зря, Апостол Павел, подчеркивал, что вера дается человеку свыше, она не зарождается из собственных сил, сомнений или даже убежденности, это дар свыше, дар Святого Духа! Если Бог решил и избрал тебя, то ничто не помешает Божественному свету освятить твое, пораженное грехом и страхом, сомнениями и отчаянием сердце!

Часто мы неверим и отвергаем Бога, потому что боимся.... Боимся наказания за грехи, боимся ответственности за свое спасение, не желаем брать на себя обязанности как членов церкви, посещать богослужения, боимся быть непонятыми близкими и друзьями.... У нас много страхов... Но все же, где-то в глубине души, каждый человек надеется что, все же «там» за гранью бытия этого физического мира, что-то или кто-то есть.... По этому, например многие пытаются и не отвергать существование Бога, оставляя Ему место в душе.... Не то, чтобы Иисус умер на кресте и на этом история закончилась... Да, я допускаю, что Он где-то там бродит, за дверями моей жизни, но вот чтобы войти ко мне, это уже перебор и даже «мракобесие»....

Хотя, если разобраться, мрак и бесы находятся с твоей стороны двери.....

Но для Бога не существует преград и дверей! И Спаситель, видя маловерие Учеников, явился к ним и разделил их трапезу. И когда они увидели, что это не дух, а, действительно, их божественный Учитель, пришедший во плоти, то есть исполнивший до конца Свое обетование, они возрадовались.
Но с ними не было святого апостола Фомы, и когда он узнал об этом, он произнес опять таки не какие-то величественные апостольские слова, а простые человеческие слова о том, что он не уверует в воскресение Спасителя, если не вложит свои пальцы в раны на Его теле, не ощутит физически Его присутствие....

Просто, по-человечески, казалось бы, он усомнился, но сомневались и другие Апостолы, в словах же Фомы, наряду с сомнением, было и нечто иное. Он не просто хотел увидеть воскресшего Христа, услышать воскресшего Христа – он настаивал на том, чтобы дерзновенно желал все ощутить руками!
Многие философы, разрабатывавшие теорию познания в последующие века, подчеркивали, что самым достоверным, самым убедительным для человека способом восприятия реальности является именно осязание: потрогать своими руками. Да и мы с вами живем в эпоху, когда люди верят преимущественно в то, что можно потрогать....

Действительно, апостол Фома требует самого явного доказательства того, что Христос воскрес, воскрес в теле; в том самом теле, в котором был пригвожден ко кресту!
И размышляя над этим в праздничные, послепасхальные дни, когда нам не очень-то и размышлять о чем-то сложном хочется; в дни, когда радость пасхальных дней порождает подчас в нас иллюзию нашей глубокой приобщенности ко Христу....

В дни, когда мы, как нам кажется, не сомневаемся в воскресении Христа, потому что вообще не склонны оказываемся подчас размышлять о Нем..... Остро встает вопрос личной веры!

Как будто мы, верующие – «Фомы Верные»....

А ведь между тем вдумчивое восприятие евангельского рассказа открывает нам человека до предела искреннего, до предела честного..... Не случайно он оказался среди Апостолов, и не случайно, потом, своим последующим служением проповеди и мученической смертью за Христа, Фома доказал свою верность!
Так вот именно этот святой апостол Фома в какой-то момент усомнился в том, что говорили ему собратья — Апостолы.....

А почему, собственно говоря, он должен был им так уж безоглядно верить? Верить тому же самому апостолу Петру, который уверял, что, если даже все отрекутся, он не отречется от Христа..... А мы, верующие, разве порой не отрекаемся от Спасителя?

Почему он должен был верить другим девяти апостолам, которые покинули Христа? А разве мы, верующие, порой не покидаем Христа?

И, почему он должен был верить самому себе? А разве мы, верующие, порой, не ставим под сомнение свою веру?

Так почему тогда другие, окружающие нас люди, должны нам верить, верить нашей проповеди, если мы порой не верим себе?

Я всегда говорю людям: «можете не верить мне, когда я свидетельствую о Христе, но, невозможно не верить Самому воскресшему Христу!».

Когда Он лично входит в твой дом, касается твоей жизни, освящает твое сердце, все сомнения и страхи отступают, и неверие капитулирует перед очевидной истиной — Христос Воскрес!

И так, история апостола Фомы, напоминает нам ту очевидную истину, что христианин обязан сомневаться: сомневаться в себе, сомневаться в своем переживании Бога, в своей вере в Бога, и в этом нет абсолютно никакого греха. Ибо вера не есть доверчивость к себе, она есть абсолютное доверие к живому Христу!

Это очень важная тема духовной жизни христиан, да и неверующих тоже.... Когда мы, то ли от равнодушия, то ли от страха, то ли от лени, оказываемся не сомневающимися, не задающими вопросы Богу, мы лжем сами себе!

Бог ждет от нас вопросов. Ему не нужны благочестивые марионетки, Он ждет любых наших вопросов, и готов отвечать на все наши вопросы и сомнения. Чем, сложнее, но, по сути своей, честнее, будет наш вопрос к Богу, тем ощутимей будет ответ Бога! Бог не боится наших сомнений. Он готов прислушаться к нашим вопросам и развеять все наши сомнения и страхи.
И святой Апостол Фома, в дни, когда пасхальная радость усыпляет, подчас, наши мысли, наши чувства, напоминает нам о трудном пути веры, который предстоит нам на все последующие годы нашей жизни.

Он призывает нас ответственно и осмысленно идти за Христом, жить во Христе, размышлять о Христе, а не любить и верить в Него бездумно и даже фанатично!

Богу не нужно наше «автоматическое» - воистину Воскрес!

Церковь, через неделю после Пасхи, не зря уделяет такое пристальное внимание сомнениям этого очень искреннего и честного человека....

Честность веры является залогом ее подлинности, а подлинная вера действительно творит чудеса и наделяет каждого, даже самого немощного человека, всеми остальными духовными талантами, но начинать нужно именно с этой искренности и честности, той самой искренности и честности, с которой начал Святой Апостол Фома свой, подчас, кажущийся нам таким не благочестивым разговор со Христом.
Действительно, многие из нас даже к священнику не решаются подойти с такими вопросами и сомнениями, с которыми Фома подходил ко Христу, многие из нас даже своим братьям и сестрам во Христе не решаются представить свои сомнения. А что они подумают о нас? А вдруг они решат, что мы маловерные или неверные. И вот так накапливается в наших душах, в наших взаимоотношениях с Богом и друг другом, та неправда, которая, прикрывшись иллюзией сердечной, не осмысленной, и поэтому якобы твердой веры, по существу превращает нас в людей, по-настоящему не знающих ни самих себя, ни наших близких, ни Христа Воскресшего!

Пусть же, столь неожиданно вторгающийся в нашу перманентную пасхальную радость, Святой Апостол Фома не только побудит нас в отношении самих себя, но и успокоит нас именно в том отношении, что Бог ждет любых наших вопросов и не боится наших сомнений. И каждый наш искренне заданный вопрос будет получать от Него ответ, такой ответ, который в конечном итоге и приобщит нас к подлинной пасхальной радости, не только в послепасхальные дни, но и во все дни нашей жизни.

Пусть ответ Христа нашим страхам и сомнениям, породит в нас такой простой, но честный ответ Фомы: «....Господь мой и Бог мой!».

Христос Воскрес!

п.Александр Лапоченко, г.Арсеньев, 2020 г.

Оценка:
Рейтинг 9 (Голосов: 3)

Оцените пост

Оценили

Арсеньев+1